Нина Брыкалова
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Кто, где живёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие диалогической формы речи, формирование словаря.
Программное содержание:
Обучение детей образованию однокоренные слова.
Упражнения в согласовании слов в предложении.
Знакомство с понятием домашний адрес, номер дома и квартиры.
Активизация в речи названия жилищ животных.
Развитие внимания, памяти, умение чётко отвечать на поставленный вопрос.
Воспитание организованности, дисциплинированности.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Кто, где живёт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Активизация словаря: конура, берлога, гнездо, будка, курятник, конюшня, коровник, птичник, свинарник, скворечник, лягушатник.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему: «Лесные жители», «Деревня», «Город», «Архитектура».
Беседа на тему: «Какие дома есть в нашем городе», «Какие бывают дома», «Моя Родина».
Чтение: Р. Н. С. «Рукавица», Р. Н. С. «Зимовье зверей», Л. Толстой «Три медведя», С. Михалков «Три поросенка», Р. Н. С. «Теремок».
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет», «Помоги цыпленку», «Найди свой дом», «Чем похожи?».
Ход занятия:
Организационный момент (Звучит музыка)
Воспитатель:
Слово «Здравствуй» много значит для людей.
Поздоровайтесь с друзьями все вы поскорей.
«Здравствуй» встречу начинает,
«Здравствуй» дружбе помогает.
Каждый это слово ждёт,
Когда друг к нему придёт.
«Здравствуй!» - я тебе скажу.
Улыбнись в ответ.
«Здравствуй! – так я покажу –
Это мой привет.
«Здравствуй!» - я тебе скажу.
Улыбнись в ответ.
«Здравствуй! – так я покажу –
Это мой привет.
Знакомство с детьми. (Дети передают друг другу мяч и называют своё имя)
Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, где живут животные и как называются их «дома», Узнаем, что такое домашний адрес и зачем чего он нужен человеку.
Воспитатель: (Читает сказку «Рукавица»)
- Ребята, кто же стал жить в рукавице?
Дети: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведюшка.
Воспитатель: Правильно. Но ведь все эти звери живут вместе только в сказке. А в жизни у каждого из них свой дом. Кто знает, где живет заяц?
Ребенок: В лесу.
Воспитатель: Как вы думаете, есть у него жилище?
Дети. У него нет дома.
Воспитатель: Правильно. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. А остальные где живут?
Дети: Лиса живет в лесу. Волк живет в лесу…
Воспитатель: А какие это животные?
Дети: Это дикие животные.
Воспитатель: А чем отличаются дикие животные от домашних? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что домик каждого из зверей имеет свое название. Так жилище волка называется логово. Это небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает.
Как называется жилище волка?
(дети повторяют «логово»)
Воспитатель: А какое жилище у ежа?
Дети: Он спит в листьях.
Воспитатель: Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.
Воспитатель: А дом собаки?
Дети: Дом собаки называется конура, будка.
Воспитатель: А собака – это домашнее или дикое животное? (ответы детей)
А какую пользу приносит собака? (ответы детей)
Воспитатель: А как называется дом птицы?
Дети: Дом птицы называется гнездо.
Дом медведя называется берлога.
Дом белки называется дупло.
Дом лисы называется нора.
Дом мышки называется норка.
Воспитатель: А кто мне скажет, чем отличаются слова норка и нора?
Дети: Нора большая, в ней живёт лиса, а норка маленькая, в ней живёт мышка.
Чтение стихотворения «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нём!
Воспитатель: Некоторые дома имеют названия схожие с именем хозяина. Угадайте, кто живет в курятнике?
Ребенок: В курятнике живут куры.
Воспитатель: Кто живет в конюшне?
Ребенок: В конюшне живут лошади.
Воспитатель: Кто живет в коровнике?
Ребенок: В коровнике живут коровы.
Воспитатель: Кто живет в свинарнике?
Ребенок: В свинарнике живут свиньи.
Воспитатель: Кто живет в птичнике?
Ребенок: В птичнике живут птицы.
Воспитатель: В скворечнике?
Ребенок: В скворечнике живут скворцы.
Воспитатель: В лягушатнике?
Ребенок: В лягушатнике живут лягушки.
(Физкультминутка)
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт.
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать!
Воспитатель: Раз – два, Раз – два вот и кончилась игра.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, кто у меня в руках? (божья коровка). Правильно. Но эта божья коровка необычная. Она волшебная. Мы с ней поиграем: покажем, где живут животные. Если ответим правильно, то наш жучок будет сверкать и звенеть, ну, а, если неправильно, то он будет просто молчать. (Работа по книге).
Д. и. «Собери картинку» по теме «Животные и их жилища»
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили о том, где живут животные и как называются их дома. А где живут люди?
Дети: Люди живут в домах.
Воспитатель: В каких домах?
Дети: Люди живут в кирпичных, каменных домах. Люди живут в деревянных домах.
Люди живут в многоэтажных и одноэтажных домах.
Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите: художник изобразил город или деревню? Если мы посмотрим, то увидим вокруг много домов. Как мы с вами сможем узнать, где живет каждый из нас? Что нам надо знать? (Адрес.)
А, что такое адрес (Это название улицы. Это номер дома. Это номер квартиры).
Воспитатель: А кто из вас знает свой адрес?
Дети по очереди называют свой домашний адрес.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что название домов, жилищ бывают разные. От чего это зависит?
- Зависит от того места, где живет животное.
-Что такое домашний адрес?
-Это название города, улицы. Это номер дома и квартиры.
Сегодня вы все очень хорошо поработали, поиграли. Молодцы. Большое спасибо.
А теперь вам пора возвращаться в группу. До свидания!