Нина Хорохордина
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Вспомним нашу старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вспомним нашу старину…»
Цель: Развивать любовь и уважение к русскому народу, его культуре, устному народному творчеству, познакомить с национальным костюмом и историей.
Задачи: - закрепить знание пословиц и поговорок;
- познакомить с русским национальным костюмом;
- познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским сказкам, воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл;
Публикация «Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе „Вспомним нашу старину“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- показать разнообразие русских народных изделий, учить различать изделия, зная характерные особенности разных промыслов, воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству;
- закрепить понятие слова «гостеприимство», побуждать детей быть гостеприимными;
- воспитывать любовь и уважение к предкам, к истории своей страны.
Материал:
Сундук большой и маленький, «Дерево мудрости»; карточки с изображением – дерева, сундука, книги, золотых рук; пословицы и поговорки; «Колесо времени»; предметы русского национального костюма; русские народные сказки; изделия народного промысла»; д/и «Собери картинку» (по количеству детей); д/и «Назови сказку»; д/и «Подбери слово определение»; сюрприз.
Ход ООД.
Очень часто за событиями,
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны –
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Поведём мы разговор о том, как жили русские люди в старину, во что они верили, как украшали свой быт, как трудились и веселились. (воспитатель обращает внимание на сундучок)
Как вы думаете, почему он здесь? Интересно, что в нём лежит? Ой, да тут замок и записка.
«Сначала ответьте на мои вопросы, тогда сундучок откроется. Ваш домовёнок Кузя. Желаю…» Ребята, ничего не понимаю, чего желает нам Кузя
Дети: Удачи!
Вы готовы правильно ответить на вопросы?
1. Как называется наша страна? (Россия)
2. А как она называлась раньше? (Русь)
3. Кто такие предки? (Люди, которые жили много лет назад)
4. А называли наших предков – славяне, и они представляли весь мир, как большое дерево. А хотите больше узнать о прошлом нашей страны. Тогда предлагаю отправиться в прошлое, но не на поезде и не на самолёте, пойдём мы сегодня пешком, а поможет нам волшебный сундучок. Надо только сказать: «Сундучок нам дай ответ, поскорей открой секрет» (открывают, в сундуке колесо)
Ребята, как вы думаете, что это? Это колесо времени, если мы его повернём вперёд, то время пойдёт быстрее, а если назад, то попадём в прошлое… отправляемся?
Но куда же дальше, посмотрим, что покажет сундучок, да здесь картинка с изображением «Сундука» посмотрите вокруг, может ещё где-то сундук стоит (открывают, а там русская национальная одежда)
Что это? Да, это не просто одежда, а такую носили наша прабабушки и прадедушки в те далёкие времена. На голове женщины носили головной убор – кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки – венки, ленточки, повязки. Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан. Основными частями мужского костюма были – косоворотка, брюки, которые назывались порты. Всю одежду подпоясывали опояском, а обували лапти. Хранили одежду в сундуках.
Ребята, я слышу в сундучке, что-то происходит, (показывает изображение дерево) – это «Дерево мудрости» Давайте отправимся к этому дереву и узнаем, почему оно так называется. Замечают необыкновенные листья с надписями, воспитатель читает начало, а дети говорят окончание.
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Судят не по словам, а по делам.
Сделал дело – гуляй смело!
Делу – время, а потехе час.
Без труда не вытащить рыбку из пруда.
Терпение и труд всё перетрут
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Ребята, что это? (пословицы и поговорки)
А кто придумал их? (народ)
Правильно, русский народ очень смекалистый, он многое замечает. Не зря называется это дерево «Деревом мудрости» - мудрости русского народа. Не только в пословицах и поговорках мудрость, а ещё и в сказках.
Ребята. А куда же мы дальше отправимся?
Сундучок нам дай ответ,
Поскорей открой секрет.
Новый знак «Книга», подходят к столу с книгами и по иллюстрациям определяют, что за сказки. Это не просто сказки, а русские народные, почему они так называются? (их придумал русский народ)
Вы любите сказки? Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?
-Правильно, люди придумывают сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за свои ошибки, поступки и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.
-А что будет, если у народа не будет сказок?
- Да, жизнь людей потускнеет, они не смогут передавать своим детям, внукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок, показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности. В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.
Назовите сказки, которые вы знаете.
Д/и «Назови сказку»
1. Отварили дверь козлята, и пропали все куда-то.
2. А дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.
3. Уговаривала братца старшая сестрица : «Ты из лужицы не пей мутную водицу». Но не послушался мальчонка и превратился он в козлёнка.
4. Раз зимою баба с дедом внучку сделали из снега. Жаль, друзья, что сказка эта продолжалась лишь до лета.
5. Парень слез с любимой печки. За водой поплёлся к речке. Щуку в проруби поймал и с тех пор забот не знал.
д/и «Подбери слово»
Я буду называть слова, а вы «сказочное» определение:
Мишка (косолапый, петушок (золотой гребешок, Кощей (бессмертный, зайчишка (трусишка, волчок (серый бочок, избушка (на курьих ножках, травушка (муравушка).
- Народ всегда с уважение относится к тому, кто много трудится. В русских сказках, песнях, поговорках высмеиваются белоручки и лентяи, а прославляются люди ловкие, умелые, трудолюбивые. Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в сказках, но и в играх. (дети играют в любую русскую народную игру по желанию)
Сундучок, что-то опять беспокоится. Здесь сказка да не простая.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами расписывать умела – залюбуешься. И прозвали её за это Марья-Искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё кощеево царство. Налетел, схватил её и понёс. А Марья-Искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки в память о себе. Куда попало красивое пёрышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно пёрышко упало в селе Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (игрушки из глины)
Другое пёрышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. Отчего стало весело в Филимонове? (стали делать игрушки из глины, свистульки)
Третье пёрышко упало в городе Городец. Кто знает, чем прославились Городецкие мастера? (прялки, посуда, мебель)
А ещё одно пёрышко упало в подмосковной деревушке Гжель. И появились там мастера на все руки. Чем же так знамениты гжельские мастера? Что они делали? (посуду)
Славилась Россия чудо - мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
В сундуке новый знак «Золотые руки» Что он обозначает? (мастер золотые руки)
Я предлагаю вам вспомнить русских мастеров. Как вы думаете, что помогало им делать такие красивые изделия?
Наши предки много работали в поле, собирали ягоды, грибы, охотились в лесу, ловили рыбу в озёрах, реках – постоянно из окружала природа. Работая, они обращали внимание на красоту родной природы. Подумайте, что мастера хотели передать людям в своей работе?
Дети всегда помогали взрослым, были им хорошими помощниками. Про них так и говорили: «Маленький, да удаленький!»
Д/и «Собери картинку»
На каждого ребёнка даётся конверт с разрезными картинками, изображающими изделие народных мастеров.
Русский народ, ни только трудолюбивый и мудрый, но ещё и гостеприимный. Что это значит?
Наши предки умели угощать, чем только не потчевали они гостя: щи да каша, пироги да блины, пирожки да коврижки, а по праздникам пряник мятный, ароматный, удивительно приятный. (сюрпризный момент)
Что-то сундучок успокоился, наверное, на сегодня все свои секреты нам раскрыл, но я думаю, что впереди нас ждёт ещё немало чудес. На этом путешествие в прошлое окончено. Давайте повернём колесо времени и вернёмся назад.
Чем удивил вас сундучок? Какой из секретов вам был интересен?