Получи документы

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «По следам осени»

Алевтина Козлова
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают, почему лист зеленый. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл)

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе „По следам осени“» размещена в разделах

• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.

Здравствуйте, ладошки, хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают в ладоши)

Здравствуйте, ножки, шлёп, шлёп, шлёп! (хлопают ладошками по ножкам)

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип! (пальчиком по носику)

Здравствуй, мой ротик, чмок, чмок, чмок! (пальчиком по ротику)

Здравствуйте, щёчки, плюх, плюх, плюх! (ладошками по щёчкам)

Здравствуйте, гости и все вокруг! (руки вытягивают вперёд)

Звучит грустная осенняя мелодия фоном.

Воспитатель: Ветерок подметает дорожки

И кружит золотую листву

Что случилось в природе, ребятки,

Объясните мне … Я не пойму! (наступила осень)

Воспитатель: А осенью происходят чудеса и волшебство. Хотите, чтобы и к нам пришло волшебство?

Закройте глазки и повторяйте за мной: 1,2,3 – волшебство скорей приди!

(влетает шарик, на нитке письмо, написанное лимонным соком)

Воспитатель Ух ты, что это? (смотрим) Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.

- ну и что это может быть? (Ответ детей, а может это тайное письмо)

Воспитатель А разве бывают такие письма? (да, написанные лимоном или крахмалом)

Воспитатель- А как же узнать что в нем написано? (развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо)

Воспитатель есть у нас такая водичка. (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)

Воспитатель: Посмотрите, проявляется что-то. Что это? (дети читают)

Воспитатель: Оказывается, ребята, это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти? Здесь есть загадка, отгадав которую мы сможем его найти. ( например: сундук находится за большим музыкальным инструментом, под который у вас ежедневно по утрам проходит зарядка – пианино)

Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают - от кого эта карта. (На дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет - от кого карта)

Воспитатель:

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

Интересную загадку.

(Отгадывание загадки по мнемотаблице).

Воспитатель (в итоге озвучивает загадку) Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (осень)

- А тут еще и письмо от осени.

Воспитатель –(читает письмо)

Дорогие ребята!

Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступает. Помогите мне, пожалуйста, найти ответ. Только прошу вас, представьте убедительные доказательства. Ведь я не знаю, что мне делать. Мое платье еще совсем не украшено. Как мне украсить свое платье? А в помощь я вам даю эту карту.

(Воспитатель достает платье, вешает его)

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята? (пойдем искать доказательства)

Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся? А пока будем идти, давайте вспомним чистоговорки об осени.

Ла-ла-ла - осень к нам пришла -2 раза

Ул-ул-ул - ветерок подул (изображают ветер руками)-2 раза

Ила-ила-ила-листва в воздухе кружила (изображают падающую листву руками)- 2 раза

Али-али-али-осень в гости все мы ждали - 2 раза

Воспитатель: А вот и первая остановка.

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети его находят, воспитатель берет)

Задание на листе: назвать приметы осени, которые определяют время года.

-день короче, а ночь длиннее;

-на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад;

- поздний листопад к суровой зиме;

- гром в сентябре предвещает теплую погоду;

- появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме;

-небо серое, хмурое;

-часто идут дожди;

-перелетные птицы улетают на юг;

-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;

- люди надевают демисезонную одежду;

-собирают урожай овощей, фруктов и зерна.

-Воспитатель: Ребята, а как называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А какой месяц первый? (сентябрь) Сентябрь – это ранняя осень, бархатный сезон, румянец осени. (обратить внимание на картину). Как его еще называют в народе? (Сентябрь – рябинник) Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина). А что делают звери в сентябре? ( они готовятся к зиме: строят дома, делают запасы еды, белки и зайцы начинают линять- менять шубки с летних на зимние).

Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел … (октябрь).(обратить внимание на картину). Октябрь – месяц хмурый, мокрый. Как его называют? (Октябрь – листопадник) Почему? (потому что опадают листья). В октябре семь погод на дворе. Почему так говорят про октябрь? (потому что в октябре часто меняется погода).

Солнце светит все меньше, дни становятся короче.

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (ноябрь)

(обратить внимание на картину).

Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный… Его миссия – соединить глубокую осень с зимой. Как в народе называли ноябрь? (Ноябрь – предзимник) Почему? (становится холодно, как зимой). А чем занимаются наши лесные жители в ноябре? (спрятались в своих домиках и с аппетитом поглощают свои запасы). Если ранюю осень называют золотой, то позднюю осень – «серебряной». Почему? (звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев,и все как будто в серебре)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше. А пока мы будем идти, давайте споем песню об осени.

(песня об осени)

Остановка №2 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, воспитатель берет)

Задание на листе: закончить поговорки об осени :

-Красна весна цветами, осень пирогами.)

-Осень - время (собирать урожай.)

-Красна ягодка, (да на вкус горька.)

-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — (капустой.)

-в ноябре зима с осенью (борется.)

-Осенью ложка воды, (ведро грязи.)

Воспитатель:

- А вы молодцы, ребята,знаете поговорки об осени. А знаете ли вы стихи о ней? (дети рассказывают стихи об осени)

Воспитатель: Оказывается, вы и стихов об осени много знаете. Ну что ж, тогда отправляемся дальше. Ой, ребята, кажется, дождик начинается. Давайте покажем, как стучит дождик.

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)

Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом! (поглаживают ладонями)

(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)

Воспитатель: Ну, вот и дождик закончился.

Остановка №3 (на карте красный лист, дети находят, воспитатель берет)

Задание на листе: (№1 нарисована лупа и лист, №2 - зеленый лист, №3 – лист падает с дерева, № 4-два мешочка)

Воспитатель: Ребята, что это? Что же нужно сделать?

(нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории,присаживаются за столы)

Воспитатель: А как вы, думаете, ребята, зачем дереву нужны листья?

(Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)

Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы лучше рассмотреть лист, чем надо воспользоваться?

(воспользуемся увеличительным прибором — лупой) (Лупа, зелёные листья)

Исследование №1 «Строение листа».

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (дети отвечают)

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или …

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Оранжевые, красные, коричневые).

Исследование №3. «Почему листья опадают?»

Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями? (Они высыхают)

А вы смогли бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев (да)

Воспитатель берет 2 мешочка, трясет их, а дети определяют на слух - в каком сухие, а в какой свежие листья.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее. (воспитатель открывает мешочки и показывает листья, замечает, что сухие листья не окрашены)

Воспитатель: Ребята, у волшебницы Осени есть волшебные краски. Именно волшебные краски помогают ей творить множество чудес. Как красиво Осень раскрашивает листья, но она забыла у нас свои краски и листья остались нераскрашенными.

Воспитатель:

- Что делать - не знаю? Вам хочется стать волшебниками? (да)

Для этого нам понадобятся волшебные краски Осени и ватные диски. Где бы нам это найти?

Дети находят столик, где лежат краски (стружки карандашей) и диски. Дети садятся за стол и при помощи ватных дисков и стружек карандашей раскрашивают листья.

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Какие красивые листья у вас получились. Что же нам с ними теперь делать? (Подарить их Осени, украсить ее платье. Дети прикрепляют раскрашенные листья на платье осени.)

(воспитатель находит корзинку, в которой письмо от осени с благодарностью и яблоки. Зачитывает письмо, раздает яблоки.)

Воспитатель: Ребята, Осень очень рада, что вы ей помогли. Ну а нам с вами пора. Давайте попрощаемся с нашими гостями. И возвращаемся в группу.

Публикации по теме:

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Зима в лесу» Конспект по речевому развитию в подготовительной группе Тема : «Составление коллективного рассказа «Зима в лесу». Задачи: Образовательные:.

Итоговое интегрированное занятие по речевому развитию и аппликации в подготовительной к школе группе Воспитатель МДОУ "Детский сад №43" г. Саранска: Замотаева А. В. Цель: показать знания детей по итогам года. Задачи: закрепить умение слушать.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Наши помощники» Программное содержание Задачи : Образовательные: 1. Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том, что с.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему «Времена года. Лето» Тема периода: «Лето» Тема занятия: «Времена года. Лето.» Цели и задачи: - расширять словарный запас по теме «Лето» - закрепить знания детей.

Конспект прогулки «По следам осени» Цель: Учить детей радоваться любому состоянию погоды. Активизировать и расширять словарь детей. Дать детям новое понятие ветер – это движение.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Моя родословная»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Моя родословная» Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе. «Моя родословная» Цель: Закреплять имеющиеся у детей знания.

Конспекта НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе Конспекта НОД по образовательной области речевое развитие в подготовительной к школе группе МБДОУ Одоевский детский сад № 1 общеобразовательного.

НОД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы. Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» НОД для детей подготовительной к школе группы по речевому направлению. Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики». Интеграция.

Планирование занятий кружка по речевому развитию «Раз — словечко, два — словечко» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги, я работаю на данный момент воспитателем в подготовительной к школе группе и помимо основных НОД, предусмотренных программой,.

Конспект занятия «По следам осени»Конспект занятия «По следам осени» Тема: «По следам осени» Цель: Уточнить представления детей о первых признаках осени. Задачи: - Закрепить представление детей о признаках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «По следам осени»
Опубликовано: 2 ноября 2015 в 11:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «По следам осени»» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД