Елена Каплина
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Восп. Я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка- это волшебный мир.
Сказка – это чудо
Сказка – это занимательный рассказ, приключения
Восп. Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые. у каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может всё случиться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
Восп. Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. (делаю облака из лент).Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне свою любимую сказку.
Восп. Мы с вами знаем, что сказочные герои обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется наоборот. Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Молодцы ребята, много слов разных знаете
- Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами?
Ответы детей: Яблоня
Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку- рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.
- в саду стояла яблонька, на которой
Реб. Висели вкусные и спелые яблочки
- яблочки были спелые и поэтому сами
Реб. Сами падали на землю
- так, как яблочки падали, бабушка
Реб. Бабушка их собирала
- собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка
Реб. Варила вкусное варенье
- варенье было вкусное, поэтому
Реб. Внуки ели его прямо ложками
Восп. Молодцы ребята хороший рассказ составили.
А, что там ещё под яблонькой стоит?
Под яблонькой чудесный сундучок
Всем ребятам он дружок
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
(сундучок открывается, а в нём колобок)
-Из какой сказки этот герой? Какой характер у этого героя? В каких сказках встречаются герои с похожими характерами?.
Восп. Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их. (сундучок, клубок ниток, домик) В какой сказке встречается сундучок?
Ответы детей: Домовёнок Кузька, Царевна лягушка
Восп. В какой сказке встречается клубок?
Ответы детей: Царевна-лягушка, Конёк горбунок
Восп. В какой сказке встречается домик?
Ответы детей: Три медведя, Маша и медведь, Теремок, Три поросёнка.
Восп. В нашем сундучке спрятаны необычные картинки-это картинки с линиями. Я вам предлагаю игру которая называется «Узнай насторение»
Какая это линия?
(Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)
Д : Это волнистая линия.
В : Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
Д : Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
В : Перечислите героев сказок с таким характером.
Д: Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
В: Верно, а почему?
Д: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).
(На доске ломаная линия.)
В: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Д: Нет.
В: На что похожа эта линия?
Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
В: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?
Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
В: Перечислите их.
Д: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)
(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)
В: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
Д: Его зовут Емеля.
В: Какой он по характеру?
Д: Весёлый, озорной, смешной.
В: Почему такой линией? На что она похожа?
Д: Она похожа на улыбку.
В: Какие персонажи с таким характером вам известны?
Д: Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.
В:Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас мы отдохнём (проводится пальчиковая гимнастика) :
Будем пальчики считать,
будем сказки называть :
Рукавичка, Теремок, Колобок- румяный бок.
Есть Снегурочка- краса,
Три медаведя, волк. Лиса,
не забудем Сивку-Бурку,
нашу вещую каурку.
Про Жар- птицу сказку знаем,
репку мы не забываем,
знаем волка и козлят-
этим сказкам каждый рад.
Восп. Подождите, не спешите,кто– то там в сундучке сидит. Кто это ребята? Ответы детей: царевна-лягушка
Восп. Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её
Ответы детей: лягушка-хлопушка, лягушка-подушка
Восп. Молодцы ребята.
Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.
Что делать? Кто или что делает так же?
Прыгает Мяч
Ныряет Утка
Плавает Лодочка
Что прыгает так же, как лягушка-мяч
Кто ныряет так же, как лягушка-утка
Что плавает так же, как лягушка-лодочка
Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?
Восп. Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Но, царевна-лягушка всё равно грустная. Чтобы развеселить её давайте сочиним сказку. Сочинять сказку мы с вами будем как настоящие сказочники. (Я буду задавать вопрос, а ответ вы будете отвечать на него? Вопросы:
1) Жил-был кто?
2) Какое добро умел делать?
3) Встретил кого злого?
4) Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
5) Был у нашего героя друг.
6) Что стало со злым героем?