Светлана Мишина
План-конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная.
Тема: Зимующие птицы
Область: Речевое развитие
Цель: Создание условий для активизации словаря по теме «Птицы».
Задачи:
1. Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова;
2. Развивать диалогическую речь;
3. Воспитывать умение выслушивать до конца ответы своих товарищей.
Оборудование/ материалы/ инвентарь:
Публикация «План-конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Демонстрационный материал: письмо от воробья, картинки птиц, части картонной кормушки.
Раздаточный материал: картинки с различными изображениями.
Ход ООД.
I.Ориентировка в деятельности
1. Мотивация
Ребята к нам сегодня в группу пришло письмо, вы не знаете от кого оно? Здесь написано, что оно адресовано группе Сказка, детского сада Солнышко. Скажите, оно пришло по адресу? Давайте его прочитаем?
Письмо: Дорогие ребята. Пишет вам весёлый, шустрый воробей. Только мне сейчас совсем не весело. Настала осень и многие птицы улетели на юг, а я остался и хотел немного перекусить из кормушки, но налетел ветер и сломал её, а части разнёс по лесу. Я очень прошу вас собрать кормушку, чтобы я снова мог из неё полакомиться. Заранее спасибо.
2. Определение цели
Что же просит нас сделать воробей (Собрать кормушку).
3. Определение необходимых действий по достижению цели.
Как мы можем ему помочь (нужно отправиться в лес)
Ребята, но как же нам добраться до леса? Транспорт должен быть вместительный и иметь возможность остановиться около леса. (Поезд) Я буду локомотивом вы вагонами, становитесь дуг за другом и отправляемся.
II. Исполнительский этап
Вот мы и приехали в лес. Оглядитесь, вы видите где-нибудь часть кормушки? Но просто так нам её не получить, нам нужно выполнить задание.
Д/и «Кто остался у кормушки»
Собрались птицы лететь на юг, да в спешке перепутались с зимующими птицами. Поможем им разобраться, кому лететь, а кому остаться? Молодцы, первая часть наша. Отправляемся дальше.
Упражнение на звукопроизношение.
Улетели перелётные птицы, а те, кто остались, завели спор о том, кто красивее голос подаёт. Давайте представим, что вы эти птицы. Покажите как проходил этот спор. Например: Я синичка. Тинь-тинь. Я лучше всего умею тинькать.
Но в птичьем споре нет победителя, потому что голоса птицам даны для того, чтобы можно было их отличать друг от друга. Вот и вторая часть.
Д/и «Скажи ласково»
Ребята, я всё знаю о больших птицах, а что говорить когда птичка маленькая я не знаю. Поможете мне? (Острый клюв – остренький клювик). Забираем ещё одну часть.
Физминутка
Птенчик в гнездышке проснулся,
Встрепенулся. Потянулся.
Головой он покивал,
Хвостиком он повилял
Речевое упражнение
Сейчас предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье?
Воспитатель помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я
грачиха (воспитатель, я грач (ребенок, я грачонок (ребенок).
(Семьи: скворцы, утки, гуси, перепела, стрижи).
Логическая, речевая игра по технологии ТРИЗ «Поезд»
А теперь давайте немного поиграем.
Я каждому раздала картинки. На них изображены птицы и предметы. А на середине стола у нас лежит картинка поезда. Первый участник кладёт на поезд свою карточку и говорит «В поезде едет, называешь то, что изображено на карточке, потому что…» и называешь причину, по которой, например, «аист» поехал на поезде. Если на карточке изображён неодушевлённый предмет, то говорим «В вагоне находится, например, сумка потому что…». Второй ребёнок берёт свою картинку и прикладывает к предыдущей. Если возникают затруднения в назывании причины, по которой две картинки собрались в одном вагоне, то он пропускает ход. Победителем становится тот, кто первым избавится от своих картинок. Вот мы и собрали все части кормушки пора возвращаться в детский сад.
III.Завершающий этап
1. Беседа по достижению цели
Посмотрите, мы собрали с вами все части кормушки, давайте теперь попробуем их соединить. Как мы можем это сделать? (С помощью клея и скотча). Молодцы, ребята, когда мы пойдём с вами на прогулку, мы повесим эту кормушку с крошками хлеба на дерево. И воробей снова сможет оттуда лакомиться.