Татьяна Николаевна Сальникова
НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ на тему «Составление загадок о домашних животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить детей самостоятельно составлять загадки, используя модель
Задачи: 1) обучающая: учить составлять образные характеристики предметов, расширять словарный запас детей
2)развивающая: развивать творческую речевую деятельность, умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать, логическое, наглядно-образное мышление; внимание.
3)воспитывать умение слушать друг друга
Оборудование: Игрушка Лунтик, модель для придумывания загадок, картинки: кошка, коза, кролик, корова
Ход:
1. Орг. момент
«Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг.
Публикация «НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ на тему „Составление загадок о домашних животных“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Загадки для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Меня зовут – Татьяна Николаевна и пришла к вам сегодня на занятие, но когда я к вам шла, то встретила какого-то необычного зверька и он очень просил, чтоб я взяла его с собой и еще сказал, что вы его хорошо знаете. Интересно вам кто это? (Да)
- Хорошо, только я очень люблю загадывать загадки и придумала и про него загадку
Он сиреневый такой
Машет весело рукой
Он свалился к нам с луны
Знают, любят малыши (Лунтик)
- А вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним.
Дети:Здравствуй, Лунтик.
Воспитатель: [/b]А давайте сейчас скажем о Лунтике, что-нибудь приятное, скажем какой он?
- Ой, сколько хороших слов вы о нем тут сказали, он очень рад, что пришел к вам в гости.
Воспитатель: Лунтик говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что Дядя Шер решил организовать конкурс загадок про животных. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Лунтик слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Поможем ему?
Дети:Да!
- Вот видишь, Лунтик, я же говорила, что наши ребята очень хорошие и будут рады тебе помочь!
Лунтик принес с собой картинки с изображенными на них животных, о которых он бы хотел придумать загадку (кошка, корова, коза, кролик).
- Н что, тогда начнем, проходите все на стульчики
2. Основная часть
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о кошке. Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
- Какая по размеру?
- Какая кошка по внешнему виду (пушистая, длиннохвостая, маленькая, усатая)
- Какая кошка по характеру? (ласковая, ленивая, прыткая, быстрая)
- Что (кто) бывает таким же?
- Какой бывает…
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз. (присесть)
После игры дети таким же образом составляют загадки на слова корова, коза, кролик. Дети стараются сами подобрать признаки предмета и сравнения с другими предметами. Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.
3. Заключение
- Ну что ребята, помогли мы Лунтику?
- Про кого мы сегодня с вами загадки составляли?
-А кто из вас догадался, что общего, между всеми этими животными. Как они называются?
Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу). Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Кролик дает мясо и мех.)
В конце занятия воспитатель с детьми прощается с гостем, отдают Лунтику придуманные ими загадки.