ольга комиссаренко
Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ по вопросам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ по вопросам.
Рассказ «Как медведь сам себя напугал» по Н. Сладкову.
Цель: Учить пересказывать текст по вопросам.
Задачи:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.
2. Обогащать словарный запас.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Пересказ по вопросам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия
Оргмомент.
Логопед раздает учащимся по одной картинке (предметные картинки, изображающие ветку дерева, медведя, белку, шишку, зайца, сорок, лосей, гриб, девочку, лису) и предлагает составить по картинке предложение.
Основная часть.
1. Работа с рассказом.. ,
Логопед читает рассказ:
«Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Не уйти ли лучше? — подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал».
2. Словарная работа. Логопед выясняет, понятен ли учащимся смысл слов хрустнула, угодила, насторожил, выпугнул, помчал, дал стрекоча и предложения Пошли лоси по лесу кусты ломать. Затем предлагает детям подобрать к указанным словам близкие по смыслу слова (синонимы).
3. Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа. Логопед предлагает учащимся расставить картинки. При затруднении помогает детям.
4. Выяснение причинно-следственных связей.
Вопросы :
Почему медведь убежал из леса? Почему испугались лоси? Почему испугалась сорока? Почему испугался заяц? Почему испугалась белка?
5. Выяснение логических связей. Вопросы :
Получился бы рассказ, если бы не было медведя? Почему рассказ не получился бы? Получился бы рассказ, если бы не было белочки? шишки у белки? и т. д. Логопед делает вывод. Ни одно звено нельзя выпустить из рассказа, рассказ не получается.
6. Выяснение последовательности действий в рассказе.
Логопед обращает внимание учащихся на последовательность происходящих в рассказе действий. Ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: «Что сделал? (Указывает на медведя.) — Вошел. Что сделала? (Указывает на веточку.) — Хрустнула. Что сделала? (Указывает на белку.) — Испугалась». И т. д.
Затем предлагает учащимся вспомнить и назвать по порядку слова-действия, опираясь на картинки (вошел, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал).
7. Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов. Логопед называет действие, учащиеся — предложение с этим словом.
8. Рассказ текста по предметным картинкам, расположенным в сюжетной последовательности.
9. Пересказ без опоры на картинки. Логопед кладет картинки обратной стороной и предлагает учащимся вспомнить, что было изображено на каждой, и пересказать сказку.
10. Задание на дом. Нарисовать картинки к рассказу, пересказать рассказ маме.
11. Итог занятия.
«Чему вы сегодня научились?» — спрашивает логопед.