Татьяна Ерёмина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Подготовила: Ерёмина Т. В.
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Совершенствовать синтаксическую сторону речи : упражнять в составлении простых предложений самостоятельно, опираясь на схемы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, Пересказ рассказа В, Бианки „Купание медвежат“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Совершенствовать связную речь.
3. Расширять словарный запас.
4. Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
5. Развивать зрительную память, мышление, координацию движений.
6. Воспитывать культуру речевого общения.
7. Воспитывать любовь к животным.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо). Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай ласковое слово», чтение произведения, беседа, пересказ с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска,, картинки с изображением медведицы и медвежат, графические схемы.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях, организация выставки произведений В. В. Бианки, чтение рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат».
Словарная работа: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, испугался.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
«Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись.» (
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) Я вам загадаю сейчас загадку, а вы отгадайте о ком идёт речь.
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
Воспитатель: Догадались, что это за звери?
Ответы детей: Медведи.
Воспитатель: Правильно, это медведи. (показ картины с изображением медведя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему этих животных так называют?
Ответы детей: Потому что они ведают (знают, где есть мёд.
Дидактическая игра: «Придумай ласковое слово»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете медведя? (Медвежонок, Мишутка и т. д.) . Молодцы, ребята.
2. Чтение рассказа.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам прочитаю рассказ «Купание медвежат».
Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого.
Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная вода хорошо освежила их.
Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали, скажите, о ком этот рассказ? Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Воспитатель показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.
А что означает слово «бурая»? ( Значение слова по словарю Ушакова:
Серовато-коричневый. Черный с красноватым отливом (о масти лошади, о цвете шерсти). Бурый медведь.)
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке).
Воспитатель: И что медведица сделала? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.) А что значит «за шиворот»? (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. за шиворот -за ворот, за воротник.) А почему так делают животные? (чтобы успокоить детёнышей)
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.) А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому? (погружать, опускать)
Воспитатель: Медведица купает медвежонка, заботиться о нём, значит она какая? (медведица заботливая).
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная).
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размере? (медведица большая).
Воспитатель: Как сказать по - другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).
Воспитатель: Что сделала мама-медведица медвежонку? (Медведица догнала и надавала медвежонку шлепков).А что значит слово «шлепок»? (Толковый словарь Ожегова. шлепок - удар плашмя (чем-нибудь мягким, шлепнула легонько, не больно, любя)
Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, о каком времени года говорится в произведении? Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день? (знойный) Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).
Воспитатель: Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
Воспитатель: А какие вы сказки знаете про медведей? («Маша и медведь»,
«Три медведя» и т. д.) Мы сейчас с вами поиграем в сказку «Три медведя».
Физминутка: «Три медведя».
Три медведя в сказке жили,
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Вперевалочку ходили.
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
К ним девчушка прибежала,
Бег на месте.
В дом зашла и увидала:
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Стол большущий у окна,
Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.
Стула три – вот это да.
Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.
Чашки три, и ложки три,
Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и
касаются округлыми пальцами друг друга.
Три кровати: посмотри.
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
Ела Маша и пила,
Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.
На кроватку прилегла
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
И уснула сладким сном.
Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.
Что случилось потом?
Руки слегка разводят в сторону.
Тут медведи воротились,
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
Увидев Машу, рассердились.
Руки на пояс, делают сердитое лицо.
Маша очень испугалась
Изображают испуганное лицо.
И домой она умчалась
Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Я вам прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать рассказ я буду с помощью схем.
Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.
Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого.
Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная вода хорошо освежила их.
Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми)
Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.
А потом? (Как убежал медвежонок в лес)
А потом? (Как купали второго медвежонка.) .
И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольны.)
Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту)
3. Итог занятия :
Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились? («Купание медвежат»)
Воспитатель: А на какое произведение похож наш рассказ? (На рассказ В. В. Бианки «Купание медвежат».)
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (бурая, за шиворот, окунала, знойный и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?
Ответы детей:…
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на занятии (индивидуальный анализ, и поэтому вам дарим игру-пазлы по произведению В. В. Бианки «Купание медвежат».