Елена Горячевская
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заяц-хваста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с русским народным творчеством и развитие умения выразительно пересказывать
услышанный текст.
Задачи:
1. Пополнить активный словарь.
2. Вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями и желание слушать русские народные сказки.
3. Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.
4. Учить детей выразительно передавать речь героев, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.
5. Формировать навыки творческого рассказывания.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Заяц-хваста“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
Материал: СD – диск с записью русских народных мелодий; ноутбук и проектор; видеосказка «Заяц
хваста», плакат – иллюстрация зайца.
Ход занятия:
(Звучит русская народная мелодия, на экране (доске) изображение бабушки-сказочницы Анастасии Зуевой)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Кто к нам в гости сегодня пожаловал?
(Дети отвечают). Правильно. Наша старая знакомая бабушка - сказочница.
(Включается видео-заставка скзочницы «Начало сказки»)
Воспитатель: А про кого бабушка нам сказку расскажет, вы сейчас сами догадаетесь.
В лесу - куст.
Под кустом - хруст,
Пятки босые,
Глаза косые. (Дети отвечают)
Воспитатель: Не все ребята догадались. Послушайте еще одну загадку.
Любит путать он следы,
Чем спасется от беды,
И меняет часто шубки,
Но трусишка просто жуткий.
Он под кустиком сидит,
И от страха весь дрожит.
А зовут его Косой,
Длинноухий и босой. (Заяц)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А почему зайца называют Косым? Как вы думаете? (Ответы детей)
(Воспитатель вывешивает на доску плакат-иллюстрацию зайца)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, глаза у зайца находятся с боковых сторон головы, что позволяет ему видеть происходящее сразу с обеих сторон. Когда заяц убегает от охотника, его взгляд обращается назад, кажется, что его глаза собираются в кучку, что называют косым взглядом.
Однако есть и другая версия. Заяц, убегая от охотников, постоянно движется в различных направлениях, тем самым запутывая следы. Даже собаки порой сбиваются со следа. Считается, что по этой причине зайца называют косым.
А какой заяц по характеру? (Ответы детей) Да, обычно трусишка. Но, оказывается есть зайцы хвастунишки. Давайте послушаем русскую народную сказку «Заяц-хваста».
(Просмотр видеосказки «Заяц хваста»)
Русская народная сказка
Жил-был заяц в лесу : летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался :
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Воспитатель: Ребята, какие новые незнакомые слова вы услышали в сказке? Давайте их разберем.
Крестьяне - сельские жители, занимающиеся земледелием
Гумно - огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения и обработки зерна.
Кокорина - дерево, вывороченное с корнем; коряга
Хваста – хвастун
Давайте еще раз послушаем эту сказку. (Просмотр видеосказки «Заяц хваста)
Воспитатель: (задает вопросы по тексту сказки) Как хвастался заяц?
Когда ему было хорошо? Где он жил? Когда зайцу было плохо? Куда он ходил и зачем?
Что такое гумно? Кому пожаловались зайцы? Как пристыдила Ворона зайца-хвасту? Как заяц спас Ворону и от кого? Как назвала его за это Ворона?
Молодцы, ребята. Вы были очень внимательны и многое запомнили. Послушайте мой пересказ и проверьте все ли я запомнила хорошо (воспитатель рассказывает сказку, опираясь на слайды видеосказки).
Воспитатель: А теперь попробуйте пересказать сказку вы сами.
Воспитатель: Молодцы. Понравилась вам сказка? Делу время - потехе час. Давайте попрощаемся с бабушкой – сказочницей и будем отдыхать.
(Видео-заставка «Сказке конец» от Анастасии Зуевой)