Надежда Петерикова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Спасатели спешат на помощь к сказочным героям»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызывать интерес у детей к сказкам разных жанров.
Задачи:
Речевое развитие :
- развивать умение передавать содержание сказки, отличать и называть необходимые слова, детали;
- учить отвечать правильно и полным предложением на заданные вопросы;
- закрепить умение узнавать сказки по отрывкам из произведений, называть героев определенных сказок;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Спасатели спешат на помощь к сказочным героям“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- развивать внимание, память, логическое мышление, а так же умение делить слова на слоги
Ход занятия:
Входят дети, здороваются с гостями. Воспитатель показывает телеграмму и сообщает, что ребят просят о помощи жители Сказочного острова.
-Ребята, к нам обратились за помощью, вы согласны ее оказать?
Дети: Да
-Я предлагаю вам организовать отряд спасателей, чтобы выручить жителей этого острова. Очень злая колдунья, которая не любит добрые сказки, превратила всех жителей в камни. А расколдовать сказочных героев можно, только выполнив задания, которые хранятся в волшебном сундуке. Сундук тот находится на острове, а до него нужно добраться. На чем отправимся в путешествие, узнаете, разгадав загадку.
Педагог задает вопрос:
По волнам плывет отважно,
Не снижая резвый ход,
гудит машина громко.
Что такое?
(теплоход)
- Мы отправимся спасать сказочных героев на корабле
-Кто управляет судном, кораблем, теплоходом? (Капитан.)
Капитан, это человек опытный, много знающий. Среди нас большим опытом, кто обладает? (ответы детей)
Поэтому предлагаю, выбрать капитаном меня. Вы со мной согласны?
Дети: Да
- Кто помогает капитану управлять кораблём? (Матросы.)
Ну а вы будете матросами?
Дети: Да
-Отправляемся в путь.
(Видео с изображением, плывущего парохода по морю)
На корабле своем (показывают управление штурвалом)
Дружно по воде плывем.
Здесь волна и там волна, (смотрят в подзорную трубу)
Не нужна нам тишина (стучат ногами)
Много умненьких ребят (поворачиваются на месте)
Нам помочь они спешат (хлопают в ладоши)
-Приближаемся к острову. Сейчас пришвартуемся к берегу и сойдем на него.
Воспитатель просит детей, объяснить значение слова пришвартуемся. Дополняет ответы.
-Сейчас нам необходимо найти волшебный сундук, но вначале нужно отгадать загадку и ответить на вопросы.
- Ребята, отгадайте, про что дается загадка:
Их любит и стар и млад
В них происходит все на белом свете:
И чудеса и волшебство,
В них побеждает лишь добро.
Их мамы расскажут детям на ночь
После чего закроем глазки
(сказки)
-Верно, это сказки, и сейчас поговорим о них. Как вы думаете, кем сочиняются истории? Ответы ребят (народ, сказочники) уточняет.
- Если сказка сочинялась в народе, то, как мы ее называем? (Народная)
- А если придумал один человек? Как же мы ее будем называть? (Авторская сказка)
-С первым заданием вы справились, молодцы. Сейчас присядьте на корточки и закройте глаза ладошками.
(Тихо ставится сундук на стол)
-Открывайте глаза.
-Ну что ж пора выполнить задания из волшебного сундука. Чтобы вам было удобно отвечать, присаживайтесь по удобней на острове.
Воспитатель достает 1 листочек с вопросами из сундука.
1) Какая сказочная героиня летает на метле? (Баба Яга)
2) На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде).
3) Как использовали ковер-самолет в сказках? (Летали)
4) Чтобы стать невидимым в сказке, какой головной убор необходимо надеть на себя человеку? (Шапка-невидимка)
5) Чем взмахивает волшебник, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)
6) Какую обувь одевали царские гонцы, чтобы быстрее обежать все царство? (Сапоги-скороходы)
7) Еда появится сама, если ее расстелить на столе. (Скатерть-самобранка)
8) Что нужно сломать, чтобы победить Кощея Бессмертного? (Иголку)
9) Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»? (Вода)
10) В какой сказке лиса размазала кашу по тарелке, что бы угостить журавля? (Лиса и журавль)
11) Каму фея сделала карету из тыквы? (Золушке)
12) Какой сказочный герой превратился в прекрасного лебедя? (Гадкий утенок)
-Ребята, вам было сложно отвечать на вопросы? Почему? (ответы детей)
Воспитатель достает 2 задание.
-В сундуке, много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь в названии сказки.
1) «Царевна — кукушка» («Царевна-лягушка»)
2) «По волчьему велению» («По щучьему веленью»)
3) «Сивка - будка» («Сивка-бурка»)
4) «Сестрица Аннушка и братец Никитушка» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
5) «Андрей кожемяка» («Никита кожемяка»)
6) «Илья царевич» («Иван царевич»)
7) «Суп из топора» («Каша из топора»)
8) «Индюшонок и бобовое зёрнышко» («Петушок и бобовое зёрнышко»)
9) «Утки-лебеди» («Гуси-лебеди»)
10) «Белочка со скалочкой» («Лисичка со скалочкой»)
-Ребята, а здесь только подсказка, как найти следующее задание «задание находится за коричневым цветочным горшком, который стоит на полу»
Задание 3 «Назови героя сказки»
1)Какой герой сказки лечит детей в Африке? (Доктор Айболит)
2)От кокой героини в сказке убежала вся посуда? (от Федоры)
3)Назовите героиню сказки, которая растаяла весной? (Снегурочка)
4)Какое насекомое устроило пир, найдя денежку? (Муха-Цокотуха)
5)Кто катался по улице на печи? (Емеля)
6)Кого Иван-Царевич нашел на болоте? (Царевну-лягушку)
7)Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг (Чиполлино).
8)Как зовут девочку, которая отыскала своего друга у снежной королевы? (Герда)
9)Назовите имя девочки, которая забрела в дом к трем медведям? (Маша).
Задание 4. Давайте вспомним слова героев русских народных сказок и их песенки.
1)Какую песню напевал Колобок? («Я от бабушки ушел…»)
2) Что, приговаривала курочка Ряба деду и бабе? («Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое»)
3) В сказке “Теремок”, что спрашивали звери, прежде чем войти туда? («Кто, кто в теремочке живет…»)
4)Какие слова приговаривал Емеля, чтобы исполнялись его желания? («По- щучьему веленью, по-моему хотенью.»)
5)Какими словами звал Иванушка – дурачок коня Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой»)
6)Что говорил волк в сказке, когда пытался ловить рыбу на хвост? («Ловись рыбка большая и маленькая»)
Дети, поделитесь, чей ответ вам понравился?
-Дети вставайте, зарядку семи гномов выполняйте.
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала : «Повторяем всё сначала!».
Задание 5.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение в рифму».
Я буду читать предложения, а вы закончите его.
1. Заболела эта книжка,
Изорвал ее. (мальчишка, парнишка)
2. Взяли мы разные маски,
Чтобы показывать. (сказки)
3. Пышный хвост - ее краса,
Это - хитрая. (лиса)
4. Песни поем веселые, хороводные,
А сказки любим. (русские, народные)
5. А еще мы любим сказки поэтов.
Они в стихах, все знают. (об этом)
6. Хоть зима, хоть весна,
Вся в иголках. (сосна)
Молодцы! Хорошая у вас получилась рифма, мы еще потренируемся и будем сами сочинять стихотворения.
Задание 6 «Сказочные слова делим на слоги». Давайте будем называть сказочные слова и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.
Все дети дружно встают в круг и прохлопывают слоги в словах:
гно-мик, сив-ка, те-ре-мок, Фе-до-ра, ца- ре-вич, Цо-ко-ту-ха, Ай-бо-лит.
-Вот мы и справились со всеми заданиями, вы все такие молодцы, спасибо, что оживили наших сказочных героев, помогли расколдовать злые чары колдуньи и за это я вас хочу отблагодарить и подарить вам вот эти сердечки.
(показ видео с изображением сказочных персонажей)
-Ну а теперь нам пора возвращаться обратно в свою группу, все на палубу парохода и в путь.
Работа с природным материалом. «Парусная лодка».
-Чтобы в памяти, сохранилось это путешествие, я предлагаю сейчас вам, сделать парусную лодку. Подвиньте к себе подносы, возьмите скорлупку грецкого ореха и кусочек пластилина. Пластилин надо уложить на дно скорлупки и немного пригладить. Затем надо взять зубочистку и надеть на неё полоску цветной бумаги, это у вас будет парус. Получившийся парус воткните в пластилин, вот и получилась у вас парусная лодка. А лодку устанавливаем на водной глади.
-Расскажите, что вам понравилось, запомнилось в нашем путешествии.
(дети делятся своими впечатлениями)