АНАСТАСИЯ АБРАМОВА
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование лексика - семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин
Задачи:
Образовательные: учить детей составлять рассказ по сюжетным картинкам, расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря
Развивающие : упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа, стимулирование мыслительной и речевой активности детей
Воспитательные: формирование положительной установки на участие в
занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Темочки:
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы и оборудование:видеозапись «Пение скворца», мольберт, презентация «Признаки весны», иллюстрация скворца и скворечника, сюжетные картинки для составления рассказа, деревянный скворечник.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Ожидаемые результаты:имеет знания о весне и перелётных птицах; названия перелётных птиц
Словарная работа: перелетные птицы, скворец, грач, галка, скворечник.
Индивидуальная работа:помочь запомнить название птиц – Максим Н, Алик Д, Инесса И.
Ход занятия:
1. Организационная часть:В круг мы дети соберемся
И друг другу улыбнемсяТише, тише тишинаЗаниматься нам пора
2. Проблемная ситуация:
- Дети, послушайте загадку и попробуйте ее отгадать.
Приходит с добромВеет теплом
Светом солнечным краснаА зовут ее… Дети: весна.
- Какое время года наступило?Весна!
3. Основная часть:Игровое упражнение «Признаки весны»
- Сейчас мы поговорим о весне. Что бывает весной? Говорить начинаем со слов «Весной…»(показ презентации «Признаки весны»).
Весной – ярко светит солнце
Весной – появляются проталины
Весной – бегут ручьи
Весной – появляются первые цветы
Весной – на деревьях набухают почки
Весной – просыпаются насекомые
Весной – прилетают перелётные птицы
- Откуда прилетают птицы весной?из теплых стран, с юга.
- а как называются птицы, которые улетают в теплые края?перелетные птицы
- повторите новое слово «перелетные» (дети повторяют).
- какие птицы уже прилетели? (грач, галка)
- где живут птицы, когда возвращаются домой?в гнёздах.
- А какие птицы не строят себе гнезда?скворцы.
- Скворец за морем жил зимойТеперь вернулся он домой.
И рано утром в тишинеЗапел о солнце и весне.
- Послушайте, как красиво поют скворцы (звучит видиозапись пения птиц).
- а кто скворцам строит домики?люди
- как называется домик у скворца?скворечник
- давайте и мы с вами построим скворечник, поиграем.
4. Физминутка
Мы построили скворечню руки-крыша
Для весёлого скворца, махи крыльями
Мы построили скворечник руки-крыша
Возле самого крыльца. руки перед грудью
Всё семейство вчетвером хлопки в ладоши
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки – счёт на пальцах
Чёрненькие пёрышки! махи крыльями
5. Продуктивная деятельность:дети, скворцов к нам прилетает много и на всех домиков не хватает. Как же нам быть? Как можно помочь этим птичкам?построить им домики.
- Ждёт гостей высокий клён – Дом на ветке укреплён.
Краской выкрашена крыша,Есть крылечко для певцов…
В синем небе щебет слышен,К нам летит семья скворцов. А. Барто
- Я хочу рассказать вам историю про скворечник, а помогут мне в этом картинки и вы, ребята. Рассматривание серии сюжетных картинок «Скворечник» и составление с детьми мини рассказа по вопросам.
- Кто изображён на картинке?Девочка и мальчик.
- Что они делают?идут домой из школы.
- Что они увидели?сломанный скворечник.
- Что решили сделать дети?Дети решили сделать домик для скворцов, скворечник.
- Из чего делают дети скворечник?из досок.
- На что похож скворечник?на маленький домик.
- Какие части есть у скворечника?стенки, крыша, дно, окошко.
- Какой формы стенки? Какой формы крыша, окошко?
- Кто вешает скворечник? Что делает девочка? Куда вешают скворечник?
- Почему мальчик вешает скворечник так высоко?чтобы не достала кошка.
- Как вы думаете, ребята, кто прилетит к скворечнику?хорошо поступили дети?
да, они помогли птицам.
В случаях затруднений помогаю детям и предлагаю образец ответов.
- ребята, мы уже говорили, что скворцы сами домики себе построить не могут. А люди о них забывают. Старые скворечники ломаются, и жить скворцам негде. С каждым годом всё меньше и меньше становится этих птиц в городе. А ведь они помогают деревьям, поедают вредных жучков и червячков. Что же делать? Как помочь птичкам? Посмотрите, что я принесла! Это настоящий скворечник! Мы его повесим на дереве на своём участке и будем ждать скворцов!
6. Рефлексия:Какие птицы называются перелётные? Какие птицы не вьют гнёзда? Как им может помочь человек? Чем птицы помогают деревьям и кустарникам? Можно ли пугать птиц, бросать в них камни?
Если мы будем уважительно относиться к природе, то и природа наградит нас пением птиц, грибами, ягодами, цветами и урожаем в садах и огородах.