Ирина Фомичева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»».
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности
Задачи:
Обучающие: Учить детей понимать образное содержание сказки. Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая старая, добрая злая). Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. Развивающие : Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька). Развивать коммуникативные навыки общения Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие по сказке „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси лебеди» (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки «Гуси лебеди», игры с загадками: «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок», рассматривание подносов разных техник (палех, гжель, жостовские, хохлома).
Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река кисельные берега это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Воспитатель: Добрый день!
Дети: Здрпавствуйте!
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
2. Введение в тему. Слайд (Звучит музыка.)
-Повертелись, покружились и в сказке мы очутились.
Рассказчица : Жили мужик да баба…
…Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда -нет нигде!
Воспитатель: Ребята, вы знаете эту сказку, как она называется? ( Дети: Да, знаем – это русская народная сказка «Гуси-лебеди».) Слышите, кто-то плачет? Посмотрите, а кто эта девочка? Почему она плачет?
Дети: Она потеряла своего братца. Не знает, что делать, куда идти?
Воспитатель: Поможем Машеньке, ребята, Братца ей вернуть обратно? Нам нужно Иванушку срочно найти, но ждут преграды на нашем пути. А как мы можем помочь Маше?
Дети: Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь (идут под музыку). Давайте сначала посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?
3. Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Воспитатель: Догадайтесь, над какой дорогой пролетели гуси-лебеди? Куда идти Маше?
Дети: Гуси пролетели над дорогой, которая находится в центре.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому, что, когда пролетали гуси-лебеди, они обронили несколько своих перьев на дорогу.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что нам встретится далее на пути?
Дети: Мы думаем, что нам встретится печка (слайд).
Мимо, путник, не пройди- Пирожок мой прихвати!
Дети:- Печка-голубушка, скажи–ка нам, куда Гуси улетели?
Печка: Я вам помогу, но и вы мне помогите. Пироги мои волшебные развалились, нужно их оформить.
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются пирожки от пирогов? (Пирожки по размеру маленькие, а пироги большие.) Если пирог с вишней, его как называют (если пирог с вишней, то его называют вишневым пирогом, со сливой - сливовым). А как будет называться пирог с яблоками (если пирог с яблоками, то его называют яблочным пирогом? Давайте пофантазируем, с чем еще могут быть пироги и пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, с рыбой).
Воспитатель: Молодцы! Чтобы быстрее помочь печке пироги оформить, разделимся на 2 команды: «Вишенки» и «Чернички». Выберем капитанов! Итак, условия игры! Сначала добавим начинки - раскрасим детали пирога, а затем и соберем пирог - картинку. Присаживайтесь за столы, работаем!
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием! Дети, а чего не хватает нашим пирогам для полного оформления? (Подносов) Правильно! Давайте выберем подносы и подарим печке!
Игра «Выбери поднос» (найди лишний, который и будет «подарком») На 1 слайде 4 подноса: 1. Жостовские (3, лишний – гжель (1); 2. На 2 слайде 4 подноса: Хохлома (3, лишний – палехский (1) .
Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Ну что продолжим искать Иванушку? А что дальше встретилось на Машином пути?
Дети: Яблонька!
(Музыка. Встреча с яблоней (на слайде). Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони). Дети: Здравствуй, яблонька! Ребё нок: Яблонька, матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Здравствуйте, дети! Сосчитайте, пожалуйста, мои яблоки в корзинке! (Дети считают яблоки.)
Воспитатель: Как в сказке яблочки называют? (Румяными, наливными) Как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные, сочные, спелые.)
Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает, куда улетели гуси-лебеди.
Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше. Воспитатель: Ребята, а что дальше встретилось в сказке на Машином пути?
Дети: Молочная речка с кисельными берегами.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Воспитатель: - А вот и речка! Давайте спросим у неё, куда гуси-лебеди полетели?
Дети: - Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: - Скажу, только ответьте, почему меня назвали молочной? Что значит кисельные берега? Дети, а вы любите кисель? Назовите, какой кисель вы знаете? ( Слайд: Малиновый, клубничный, брусничный и т. д.)
Звук птичьей стаи (гусиной).
Воспитатель: Ребята, вы слышите какие-то звуки? (Слышим)
Воспитатель: А, откуда они доносятся? (Кажется, из-под облаков)
Воспитатель: Давайте посмотрим в небо. Высоко в небе показалось несколько стай птиц, летящих на ночлег. Куда же нам идти? За какой стаей? Вы, знаете, что это за птицы? (На экране силуэты двух птичьих стай.)
Дети: Знаем. Первая стая журавлиная, верху справа. Нам нужно идти за стаей гусей-лебедей – летящих внизу слева.
Воспитатель: А, тем временем стая гусей-лебедей вывела нас на опушку леса, там стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга живет. Ну вот, наконец-то мы и добрались до Иванушки. (Слышат пение Бабы-Яги)
Баба-Яга: А, Машенька, опять пожаловала, да еще и подмогу привела!
Дети: Здравствуйте, Баба-Яга!
Баба-Яга: - Молодцы, воспитанные ребята! Я о вас, детишки, знаю много, а вы знаете что-нибудь обо мне?
Дети: -Да, знаем.
Воспитатель: -Давайте Бабе-Яге расскажем, что мы о ней знаем.
5. Физкультминутка
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-Яга живет (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
Баба-Яга: Но я так просто не отдам Иванушку. Вы должны мне грибочков на супчик принести, да чтоб моих любимых! А каких, отгадайте! (Дети отгадывают загадки.)
Воспитатель: - Ребята, делимся на 3 команды: «Боровички», «Рыжики», «Шампиньоны», выбираем командиров… Команды подходят к столам, выбирают один вид грибов, соответствующий названию своей команды и складывают в корзины. По команде: - «Карусель!», команды переходят к соседнему столику и там выбирают такие же грибы, пока не придут на место. Затем командиры рассказывают какие грибы собрала команда. Посмотрим, кто не ошибется в выборе своих грибов и интереснее о них расскажет? Индивидуальное задание: собрать мухоморы, составить описательный рассказ об этих грибах.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями Бабы-Яги и поэтому она, как и обещала, отпускает Иванушку домой.
Воспитатель: Ребята, хорошо поступила Баба-Яга, справедливо?
Дети: Да, обещания нужно выполнять, а если не уверен, что обещанное не сможешь выполнить, то лучше не обещать.
Маша: Ребята, я благодарна вам за помощь.
Воспитатель: Так как Машеньке пора домой к родителям, мы её отпустим, и скажем ей «До свидания!» Вот и подошло к концу наше путешествие, пора отправляться в детский сад! (Идут по кругу под музыку, садятся на стульчики.)
6. Рефлексия:
-Ребята, что было самым интересным?
-Какое задание вам показалось самым сложным?
-А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: Потому что мы очень дружные, умеем выполнять сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.
Воспитатель: Я вас всех благодарю за активное участие в нашем увлекательном путешествии и каждому из вас дарю раскраску по мотивам сказки «Гуси-лебеди»! (Вручает раскраски.)