Ирина Попова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди"
Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений закрепление полученных знаний на занятиях.
Задачи:
Образовательные задачи:
• проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Путешествие по русской народной сказке „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси-Лебеди». Конспекты занятии по математике, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
• закрепить навыки детей порядкового счёта в пределах 10 и обратный счёт, счёт чётный и нечётный;
• Закрепить умение соотносить цифру с количеством;
Развивающие задачи:
• развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
• развивать связанную речь, память, зрительное и слуховое внимание;
• развивать логическое мышление при выполнении занимательных заданий;
• развивать навыки сложения;
• развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;
• развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
• воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности;
• воспитывать интерес к сказкам;
• воспитывать умение работать в команде;
• воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приё мы:
• беседа;
• художественное слово;
• игровые - физкультминутки;
• наглядные - иллюстрации;
• Словесные - вопросы, индивидуальные ответы.
• Сравнение
• Продуктивная деятельность
Активизация словаря:
• Название цифр от 1 до 10
Предварительная работа:
• индивидуальная работа;
• дидактическая игра «счёт от 1 до 10»;
• расположить цифры по порядку от 1 до 10;
• математические логические игры;
• чтение сказки «Гуси-лебеди»
• разучивание физкультминуток.
• Разучивание стихотворении
Материалы и оборудование:
• изображения сказочных персонажей
• цифры для сложение
• цветы с цифрами от 1 до 10
• рисунок русской печки
• речка из ткани
• кирпичики для мостика
• геометрические фигуры для постройки дома
• дерево с яблоками
Ход занятия
Организационный момент:
(Дети встают в круг.)
Воспитатель: ребята скажите, пожалуйста, вы сегодня утром поздоровались друг с другом?
Дети: да.
Воспитатель: я, предлагаю ещё раз поздороваться,
Психогимнастика
«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)
Здравствуй весь наш общий круг»
- А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся
-А сейчас повернитесь все ко мне.
-Ребята, я рада вас видеть в хорошем настроении. И чтобы такое настроение сохранилось в течение дня необходимо не обижать друг друга и чаще улыбаться.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Наше путешествие не просто путешествие, а математическое путешествие.
Но, прежде чем туда отправиться, давайте вспомним, что такое математика?
Стих "Математика"
Учит она нас считать,
И фигуры узнавать.
Объясняет цифры, знаки,
И задачки как решать!
Знать, где лево, а где право,
Знать длину и ширину.
Понимать значение: «равный»,
«больше», «меньше», «высоту».
Математика – точна,
Математика – нужна!
Дети любят всё считать,
Нужно только понимать!
Воспитатель: молодцы. Присаживайтесь на ковер.
(Дети садятся на ковер)
Воспитатель: Дети сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? (открываю конверт достаю загадки)
А тут задание для нас - нужно отгадать загадки и сказать, из какой русской народной сказки эти герои и тогда мы узнаем от кого пришло письмо.
1. Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)
2. Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко с яблони);
3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);
4. Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);
5. Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).
Воспитатель: Из какой это сказки эти герои?
Дети: «Гуси-лебеди».
Воспитатель: правильно, молодцы ребята, это герои из русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Воспитатель: Ребята, а почему эта сказка называется русской народной?
Дети: Потому что эту сказку придумал русский народ.
Воспитатель: Как вы думайте, от кого это письмо?
Дети: от Алёнушки.
Воспитатель: наверно она просит нас, чтобы мы нашли Иванушку?
Будем искать?
Дети: даа.
Воспитатель: молодцы, ребята, всегда нужно помочь тому, кто в беде, у нас все получится, если будем помогать друг другу
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте совершим небольшое путешествие по нашей сказке. Чтобы помочь Алёнушке нам нужно выполнить задания.
Представьте, что мы с вами оказались на лесной полянке из сказки «Гуси-лебеди», на которой растут цветы.
Подойдите ко мне, возьмите по одному цветочку. Посмотрите, а цветочки необычные, что на них написано?
Дети: цифры.
Воспитатель: 1 задание: каждый из вас должен называть свою цифру и встать на своё место по порядку от 1 до 10. а как нужно нам строиться, с какой стороны?
Дети: с лево на право.
Воспитатель: правильно, с лево на право.
(дети строятся, называя каждый сою цифру на цветочке, считают порядковый счёт от 1 до 10 и обратный счёт)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно выполняли задание, но, Иванушку не нашли. Тогда положите цветочки в, и пойдём искать Иванушку.
(Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором закреплена иллюстрация русской печи из сказки).
Воспитатель: Что первое повстречалось Машеньке на пути, когда она отправилась искать своего брата? (Печка).
Воспитатель: Ребята, чем печка угостила Машеньку? (Печка угостила Машеньку пирожками).
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой).
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой, рыбой? (капустный пирог, грибной, яблочный и рыбный пирог).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживаемся за столы, чтобы выполнить задание печки.
Задание:
Ребята, посчитайте сколько человек в семье Машеньки и Вани? (четыре) Пирожок нужно поделить с мамой, папой и братиком. Значит, на сколько частей нужно поделить пирожок? (четыре) Делим.
Воспитатель: И с этим заданием мы справились, молодцы! Что дальше встретилось Машеньке на пути? (Яблонька).
Посмотрите, ребята, нас яблоня встречает. Нам нужно собрать несколько яблок, ей тяжело стоять, ветки тяжелые и яблок много.
___ сорви вот столько красных яблок (показ карточки с цифрой 4).
___ сорви вот столько зелёных яблок (показ карточки с цифрой3)
Ребята, что нужно делать, чтобы узнать, сколько всего яблок сорвали дети вместе?
(ответы детей. Дети составляют пример и решают с помощью арифметических знаков +, -, больше, меньше, =.)
И здесь нет Иванушки. Давайте поиграем и может быть он к нам придёт.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Пойдёмте, ребята, дальше искать Иванушку.
Воспитатель: Посмотрите, речка. Это речка не простая, а молочная, с кисельными берегами.
А как вы, ребята, понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега? (В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя).
Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.
Воспитатель: Речку можно перешагнуть, как ручеек?
Дети. Нет, река широкая.
Воспитатель: Правильно, очень широкая река. Что же нам делать? Как можно перебраться нам через реку?
Дети предлагают варианты решения проблемы.
Воспитатель: Чтобы перейти речку нам нужно построить мост, а из чего можно построить мост? (Ответы детей).
Посмотрите, что это здесь лежит?
Дети: досочки, кирпичики
Воспитатель: На какую форму похожи доски? (Доски похожи на прямоугольник).
Воспитатель: Мальчики помогите построить мост.
Воспитатель: Молодцы и с этим задание мы справились.
Воспитатель: Проходите по мостику аккуратно, не толкайтесь.
Проходим по мостику к избушке Бабы Яги
Воспитатель: А как вы думаете, сколько было всего гусей у Бабы Яги, давайте посчитаем:
Два гуся летят над нами,
Два гуся за облаками,
Три спустились на ручей,
Сколько было всех гусей?
Дети: 7 гусей.
Воспитатель: Давайте, незаметно и тихо подойдём к избушке Бабы Яги.
Воспитатель подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация избушки Бабы Яги из сказки).
И вот мы добрались до избушки на курьих ножках. Но чтобы в избушку попасть, мы должны ступеньки сосчитать. Давайте по этой лесенке поднимемся считая. Посчитаем все ступень от 1 до 10, а потом обратно нужно нам по лесенке сойти.
1. Ступенька какого цвета находится между синей и оранжевой ступеньками? (желтая)
2. Ступенька какого цвета находится под зеленой ступенькой? (красная)
3. Ступенька какого цвета находится над желтой ступенькой? (оранжевая)
4. Каким цветом ступенька под №3, 7? (оранжевый, желтый)
5. Назовите номера ступенек, которые окрашены в синий цвет? (№1,6)
6. Которая по счету ступенька самая длинная? (первая)
7. Которая по счету ступенька самая короткая (десятая)
Воспитатель: Вот мы и попали в избушку на курьих ножках (присаживаемся за столы)
Прежде чем приступим к заданию сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Пальцы мы разогрели и подготовили.
Следующее задание: обвести карандашом избушку Бабы Яги, но сначала мы вспомним, как нужно сидеть при работе за столом.
Дети: Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас друзья не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь
За работу я берусь.
(Дети выполняют работу)
Если есть время выполнить задание Бабы Яги "Варим компот и суп"
Воспитатель: А вот и Иванушка. Вот мы и спасли его.
Воспитатель: Ребята, Баба-Яга в сказке добрая? (Нет, Баба Яга в сказке злая).
Воспитатель: Она молодая? (Нет, старая).
Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная)
Воспитатель: Ребята, здесь действительно такое страшное место, надо Ванечке с Машенькой отсюда поскорее выбираться, пока Баба Яга не проснулась. Взяла Машенька братца, и они побежали домой
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Подумать только, как много мы уже знаем по математике.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, ответили на все вопросы правильно, совершили путешествие по страницам сказки.
Скажите, по какой сказке путешествовали?
С какими героями там встретились?
Какие задания мы выполняли?
___, а как ты считаешь ты со всеми заданиями справился,
а ты ___?
Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
Хотели бы вы отправиться в путешествие по другой сказке?
А за то, что вы такие дружные. Вот вам конверт.
Воспитатель. Давайте откроем конверт. Посмотрим, что там
(в конверте раскраски по сказке «Гуси-лебеди»).