Ольга Чернова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ОНР «Весна-красна идет»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие.
Развитие речи в старшей группе ОНР.
Тема НОД: «Весна-красна идет…»
Цель: Создать условия для расширения представлений детей о весне, ее природных явлениях.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о весне, характерных признаках весны, птицах, деревьях и животных; совершенствовать грамматический строй речи. Закрепить умение обосновывать свои ответы. Упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать самостоятельность, инициативу. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать любовь к природе.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ОНР „Весна-красна идет“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: беседы, экскурсии, прослушивание музыкальных произведений «Звуки природы», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, репродукций картин.
Ресурсы: демонстрационные картинки – солнце, перелетные птицы; «лужи» из цветной бумаги, восковые мелки, массажный мяч.
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сейчас мы с вами немного поиграем. А чтобы наша игра получилась дружной, давайте поприветствуем друг друга и подарим друг другу свои улыбки. Встаньте пожалуйста в круг и возьмитесь за руки.
Здравствуй друг, (пожимают правой рукой руку товарища)
Здравствуй, друг, (пожимают левой рукой руку товарища)
Здравствуй весь наш дружный круг. (обеими руками пожимают друг другу руки)
Присаживайтесь на стульчики.
Актуализация знаний – выход на проблему. Мотивация:
Ребята, посмотрите. У нас посреди группы откуда-то появился сугроб (Сделать из кусочков бумаги, а под ним положить картинку с подснежниками).
А под ним что-то есть… Хотите узнать, что под ним?
Тогда за работу… чтобы убрать комочек снега нам нужно вспомнить все, что мы знаем про сезон года, о котором я загадаю загадку:
Я раскрываю почки в зеленые листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня… (Весна)
Конечно, мы с вами будем говорить о весне.
А поможет нам в этом «Волшебный мешочек», в котором лежат игры-загадки.
Итак, начнем?
Педагог достает первую картинку – солнышко.
- Ребята, вы конечно узнали его. Только оно почему-то без лучиков.
- Что мы можем сделать, чтобы появились лучики?
- Отличная идея, и мы сейчас будем вспоминать, какое солнышко весной и рисовать лучики.
Игра «Подумай и скажи»
Воспитатель: Илюша, подумай и скажи – какое солнышко весной?
Ответ начинаем словами: Солнышко весной – например, яркое.
Дети придумывают слова и рисуют солнышку лучики. После каждого ответа с сугроба убирается снежок.
Ребята, посмотрите какое веселое и лучистое получилось у нас солнышко. Как оно задорно светит! И сугроб наш немного уменьшился!
- Ребята, а теперь мы с солнышком поиграем своими пальчиками.
Пальчиковая игра
Солнце, солнце, выходи! (Чередование хлопков ладоней и стука кулаков).
И всю землю освети!
Чтоб весна скорей настала, (Перечисляя признаки весны, загибать по одному пальцу.)
Чтобы нам теплее стало,
Чтоб капели звонко пели,
Чтоб ручьи весной звенели,
Чтоб цветочки распускались,
С юга птицы возвращались.
Солнце, солнце, землю грей! (Чередование хлопков ладоней и стука кулаков.)
Пусть весна придёт быстрей!
Воспитатель: Ребята, о каких признаках весны вы услышали, когда мы играли с солнышком?
Воспитатель: Молодцы ребята!
«Открытие» нового знания
Воспитатель: Солнышко пригревает.
Воспитатель достает картинку «Проталины, весенние ручьи».
- Ребята, посмотрите, что вы видите на фотографии?
Воспитатель: Убираем комочек с нашего сугроба!
- Послушайте, ребята как журчит ручей. (включаем аудиозапись). А потом мы с вами поиграем в игру.
Игра «Доскажи словечко!»
Воспитатель: Ребята, подумайте, что делает ручей?
Дети встают в круг, воспитатель бросает по очереди мяч каждому ребенку и произносит: Илюша, ручей что делает? и т. д
Молодцы ребята! Как много вы рассказали про весенний ручеек.
- Что же еще приготовил нам «Волшебный мешочек»?
Педагог достает картинки с перелетными птицами.
- Посмотрите ребята здесь еще и птички есть. Что же они здесь делают и какое отношение имеют к весне? Может кто-то из вас уже с ними знаком?
Вот мы сейчас с вами и разгадаем про них загадки. Загадки (с демонстрацией картинок и аудиозаписей):
1. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его. (скворец)
2. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины. (ласточка)
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)
4. Гнездышко из веток —
Для любимых деток.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть. (птенцы)
4. Эта птица мать плохая
Хоть на первый взгляд не злая
Но высиживать яички
Отдает соседке птичке. (кукушка)
Воспитатель: Плохой матерью кукушку называют, потому что она сама не высиживает яйца, а подбрасывает их в чужие гнезда.
- Ребята, как вы думаете, почему же именно эти птицы попали к нам в «Волшебный мешочек», может кто-то уже догадался?
- Где эти птицы были зимой?
Воспитатель: Молодцы ребята! Конечно же, эти птицы перелетные и весной они возвращаются домой из теплых стран, они будут строить гнезда и выводить птенцов.
- Посмотрите на наш сугроб. Он стал совсем маленьким. Еще немного и мы узнаем, что под ним спряталось.
- Какую же загадку на этот раз приготовил «Волшебный мешочек»?
Воспитатель: Здесь еще одна картинка зайчишка –трусливый хвостишка – что же с ними происходит весной?
Конечно, заяц меняет свою шубку.
Заяц зимой был какого цвета? А весной становится какого цвета?
Как вы думаете почему?
Воспитатель: А это кто?
Конечно ребята, это медведица, которая проснулась после спячки, а с ней маленький медвежонок.
Зимой у медведицы в берлоге появляются дети – маленькие медвежата.
Физкультминутка «Медведь»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны)
Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся).
Воспитатель: Мы увидели ребята, что природа весной оживает, пробуждается.
Воспитатель достает из мешочка картинки (почки на деревьях, ледоход) и ребенок вывешивает их на доску. Ребята, вы конечно узнали что это?
Воспитатель: Конечно, весной на деревьях появляются почки. И я предлагаю сыграть в игру «Почки-листочки».
Игра «Почки-листочки»
Дети встают в полукруг. Воспитатель показывает им движения при слове «почки» - дети сжимают кулачки, при слове «листочки» - распрямляют пальцы. Воспитатель пытается их запутать, показывая неправильные движения.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы оказались очень внимательными и отлично справились, мне не так и не удалось вас перехитрить.
Закрепление новых знаний, повторение:
Задание детям. На столе лежат картинки с изображением сезонов года.
Игра «Что лишнее?»
- Ребята, посмотрите внимательно и подумайте, что же здесь не так? Что лишнее?
Молодцы ребята, как вы хорошо справились с заданием! Я вами горжусь.
Игра «Я люблю весну за….»
Дети встают в круг и передают друг другу мяч со словами: «Саша, я люблю весну за то, что …. (ярко светит солнце, на улице становится тепло и т. д)
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята! Посмотрите, наш сугроб почти растаял. Но вокруг него появились лужи. И чтобы нам наконец раскрыть его тайну, нам придется через них перепрыгнуть. Согласны?
А чтобы было не так скучно мы лужи пересчитаем.
- Одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж…
Воспитатель: Ура, мы справились! Наш сугроб скрывал эти удивительные, нежные первые цветы – символ весны – Подснежники.
Давайте похлопаем друг другу и поделимся своими впечатлениями!
Рефлексия. Итог.
Игра «Что мне понравилось больше всего?»
- Говорить начинаем со слов «Мне больше всего понравилось…»
- Спасибо ребята. Мне больше всего понравилось как вы дружно и весело играли.
Но это еще не все! В нашем мешочке есть что-то еще.
Воспитатель достает бумажные кораблики и дарит детям.