Илона Пеховкина
Конспект занятия по развитию речи «Весна-красна идет» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Пеховкина Илона Сергеевна, МДОУ детский сад № 14, г. Ростов
Конспект открытого занятия «Весна – красна идет!»
для детей старшей группы
Цель: обобщить представления детей о весне как времени года.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить словарь по теме «Весна»;
- совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Весна-красна идет“ старшая группа» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать умение выделять первый звук в слове;
- продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения;
- продолжать учить образовывать слова, обозначающие детенышей животных;
- учить детей выразительному прочтению стихотворения;
- формировать правильное звукопроизношение звука «ж», при помощи чистоговорки;
- продолжать учить составлять описательный рассказ по картинке;
- закреплять знания о безопасном поведении на улице в весенний период;
Развивающие :
- развивать мыслительные процессы: слуховое и зрительное внимание, мышление, память;
- развивать тонкую и общую моторику;
- фонематическое восприятие, диалогическую речь;
- формировать умение договариваться при выполнении коллективной работы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Словарная работа:
капель, проталина, скворечник, линька, ледоход.
Предварительная работа:
в ходе подготовки к занятию с детьми были проведены беседы по теме «Весна». Наблюдения сезонных изменений в природе на прогулке, чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится». Разучивание народных примет, загадок. Просмотр презентации на тему «Признаки весны. Жизнь животных и птиц весной».
Материалы и оборудование: макет солнца, набор картинок признаков времен года для аппликации, мячик, набор картинок животных, шапочка жука, презентация.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развития, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия:
(слайд 1)
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (весна)
- Вспомните, после какого времени года наступает весна?
- Давайте вспомним признаки весны. (появляются картинки с признаками) (слайд 2).
( ответ: весной. появляются проталины и т. д.)
- А какие меры безопасности необходимо соблюдать в это время года? (не ходить под крышами, могут упасть сосульки, не вставать на лед ит. д.).
- Ребята, как вы думаете, почему тает снег, бегут ручьи? (солнце пригревает)
- А наступит ли весна, если солнце не будет пригревать? (нет)
- Какие приметы весны вы знаете? (озвучивают ранее выученные приметы)
Грач на дворе – весна на дворе.
В марте и курица из лужи напьется.
Весна и осень – на дню погод восемь.
- Почему так говорят: Весна и осень – на дню погод восемь? (потому что в течение дня погода может несколько раз измениться).
(После объяснения – слайд 3)
- А наше солнышко заколдовал ветер, все лучики напугал и оно стало грустным. (покажите грустное лицо). А ведь солнце главный помощник весны. Чтобы его развеселить, придумаем для него красивые слова.
Дид. игра «Подбери слово» (проводится на столе с макетом)
Солнце какое? (Веселое, бодрое, лучистое, яркое, ласковое, теплое, доброе, дружелюбное и т. д.)
Посмотрите какое солнышко веселое к нам вышло (слайд 4)
(Садятся на стулья)
- Скажите, какие изменения происходят в жизни животных весной? (просыпаются, меняют шубу – линяют, появляется потомство).
Дид. игра «Назови детеныша» (проводится в кругу с мячом)
У лисы – лисенок, у медведя, у волка, у белки, у ежика, у зайца и т. д.
(На столе лежат картинки с изображением животных). Дети выбирают животных наших лесов).
Игра «Определи первый звук» (проводится стоя).
Дети называют, какое у них животное и проводят звуковой анализ первого звука.
- А сейчас давайте немного подвигаемся.
Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. ( Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
(Слайд 5). Посмотрите, на дереве жучок сидит. А мы с вами знаем стихотворение про жука.
— Жук,жук,пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
— Жу, жу, жу, жу,
Я на дереве сижу.
-Жук, жук, покажись,
Надо мною покружись!
— Жу, жу, жу, жу,
Я летаю и жужжу. (Все вместе, затем выходит пара и читают по ролям).
- Каких насекомых вы еще знаете? (муравьи, бабочки, кузнечики, пауки, мухи, гусеницы, комары).
- Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых? (птицы, потому что птицы корм для птиц).
- Сейчас я вам Абдул загадает загадку, а вы ответите, какая из первых птиц прилетает из теплых краев.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь,
И зовется птица (грач). Что вы о ней знаете? (отвечают).
Грач открывает весну. Они ходят по проталинам и ищут оттаявших жуков и червяков. А еще строят гнезда. (слайд 6).
- А теперь я загадаю:
На шесте дворец,
Во дворце – певец, и зовут его (скворец). (слайд 7).
А где скворцы живут? Выводят птенцов? (в скворечнике. Их специально стоят люди).
- Не только грачи прилетают, но и жаворонки (слайд8) и несут на своих крыльях весну. Есть весенний праздник, который так и называется «День Жаворонка». Люди пекли их из теста, выходили с ними на гулянья, зазывали и кликали весну.
- У меня для вас еще одно интересное задание. Из признаков всех времен года, вам нужно выбрать только весенние и приклеить на свои места (панно с нарисованным деревом. Выбранные признаки приклеить на свои места).
- Скажите, что у нас с вами получилось? (рассматриваем плакат, дети составляют описательный рассказ).
Итог. Что понравилось на занятии? Что не понравилось?
Вы сегодня активно работали, правильно отвечали, вы молодцы. У меня для вас есть подарок – настольная игра.