Кристина Михайлова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по развитию речи в подготовительной группе
ТЕМА: «Составление описательного рассказа по картине «Лиса и ее детей" Михайлова К. М. воспитатель
Цель: обучение рассказыванию по картине.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Составление описательного рассказа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Образовательная:
-развивать навыки детей в составлении описательного рассказа по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность
- упражнять в словообразовании, в подборке определений
Развивающая : развивать у детей : память, внимание, мышление речь, активизировать словарь детей
Воспитывающая: воспитывать желание описывать картины, составлять по ним рассказы
Словарная работа:
Активизация словаря: лисята, лисятки, лисенки, ловкая, хитрая, зоркие глаза, чуткие уши, длиннохвостая
Материал: картина «Лиса с лисятами» автор П. С. Меньшикова, волшебная палочка
Предварительная работа
Ход занятия:
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Методы и приемы
Вводная часть
Дети стоят в кругу. Игра улыбка
давайте поиграем в игру: «Волшебная палочка». Вы будете называть диких животных и их детенышей, которых вспомните, передавая по кругу палочку. Палочка должна передаваться по кругу, не останавливаясь. А если кто из вас ошибется, мы потопаем ногами.
Молодцы. А сейчас отгадайте такую загадку
Рыжая плутовка
Хитрая и ловкая
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
Молодцы. А вы видели когда- нибудь лису?
А где?
А какие вы сказки знаете о лисе?
Я вам сейчас предлагаю, передавая эту же волшебную палочку, рассказать что-нибудь о лисе. Какая она?
- Сегодня утром я узнала, что в соседней группе будет проводится занятие. И меня попросила воспитательница, что бы вы ей помогли и составили несколько рассказов.
Медведь, волк, лиса…и тд.
Лиса
Да.
В мультиках, на картинках
«Петушок», «Буратино»
Дети передавая палочку называют особенности лисы:
Лиса хитрая
Лиса рыжая
Лиса пушистая
Лиса чуткая
Лиса охотница
Лиса голосисатя
Основная часть. А теперь давайте посмотрим на картину. Чтобы нас составить рассказ, что нужно сначала сделать?
Да, давайте внимательно рассмотрим картину.
О чем она?
Кто на ней изображен?
Да.
Скажите, а как можно назвать эту картину?
Посмотрите на лису и скажите, какая она?
Какие у нее глаза?
Почему она так смотрит
Да, глаза у нее зоркие, она внимательно следит за своими детенышами и в любой момент готова их защитить от врагов
Посмотрите, а какие уши у лисы?
Правильно, у нее чуткие уши, чтобы все слышать
А какого цвета мех у лисы?
А что может быть еще пушистым?
А что еще может быть мягким?
Что еще может быть теплым?
Посмотрите, а какой у лисы хвост?.
Как можно назвать одним словом «длинный хвост»? Какая лиса?
Молодцы.
Что еще мы называем словом «Хвост»?
Посмотрите, а кроме лисы кто еще изображен на картине?
А сколько их?
Ребята, а как ласково можно назвать лисенка?
А лисят?
Посмотрите, что делает лиса?
А еще что?
А как вы думаете, почему она это делает?
Да, возможно лиса облизывает свой нос, потому что только что очень вкусно поела
Чем занимаются Лисята?
Да, они сидят возле мамы, может быть греются
Какие лисята? Похожи ли они на маму?
Да, посмотрите, какие они маленькие. Они похожи на маму…но у них хвост еще не такой пушистый и мех не такой красивый как у мамы. Это потому что они еще маленькие
А чем занят каждый лисенок?
Чем занят этот лисенок?
Да он сидит рядом и смотрит, может он наблюдает за колышущеюся травой
А этот лисенок что делает?
А этот лисенок что делает?
Да, посмотрите, он, наверное, только вылез из норки и еще не осмотрелся.
А этот лисенок?
А этот лисенок что делает?
Да, посмотрите еще раз внимательно на картину. Посмотрите, как лежит лиса, она как бы охраняет своих лисят и в случае опасности всегда защитит их.
Ребята, давайте с вами сейчас немного отдохнем и разомнемся. Давайте встанем в круг. Я буду говорить слова и выполнять движения, а вы повторяйте за мной
Физ. минутка
3. Волки вышли из-за елки.
На охоту вышли волки.
Волк, волчица и волчонок-
Папа, мама и ребенок
2. Три колючих колобка
Притаились у пенька
Еж, ежиха и ежонок –
Папа, мама и ребенок.
3. На прогулку дружно вышли
Три зверька в шубейках рыжих
Лис, лисица и лисенок –
Папа, мама и ребенок.
Молодцы, у вас очень хорошо получилось.
Можете сесть на свои места.
Картину мы с вами рассмотрели и всех, кто на ней изображен.
Сейчас вы посмотрите на картину, подумайте и придумаете рассказ про лисью семью. В своем рассказе не забудьте описать лису и лисят, чем они занимаются. Все слова, которые мы сейчас вспомнили и которыми вы описывали лису и лисят вы можете использовать в своем рассказе.
А я ваши рассказы запишу и передам воспитателю из соседней группы.
Миша, расскажи нам, какой ты рассказ составил?
А вы, ребята, все слушайте внимательно, может быть потом что-нибудь дополните.
Заслушиваются рассказы 2-3 детей
- Ребята, я тоже составила свой рассказ. Хотите послушать?
«Однажды в жаркий летний день вышла из норы лиса. Прислушалась, принюхалась – никого. Тишина. Улеглась она возле норы. За ней вышли лисятки. И рядом уселись. Лиса не очень крупный зверь. У нее красивый рыжий мех, пушистый хвост, длинная мордочка, острые ушки. Лисята похожи на лису, но они еще маленькие. Мех у них не такой красивый, а хвостики не такие пушистые. Все лисята вышли вслед за мамой из норы и уселись рядом с лисицей. Мама лиса лежит рядом с ними и зорко наблюдает. В случае опасности обязательно своих лисят защитит».
Ну что, ребята, вам понравился рассказ?
Катя, скажи, а чей рассказ тебе понравился больше?
Почему?
И мне очень понравились все ваши рассказы.
Давайте с вами сейчас встанем в круг
Ребята, скажите, а как вы понимаете выражения
Встать в круг, предлагаю
«Держи хвост трубой»?
Так говорят, когда хотят поддержать человека. «Держать хвост трубой» - это значит не унывать.
«Хвост поджать»- это значит испугаться чего-то
«Наступить на хвост»- это сделать человеку какую-нибудь пакость специально
«Тянуть кота за хвост»- Это значит медлить с каким-то делом
«Идти в хвосте»- это значит идти последним
Какие выражения вам больше всего понравились?
Чтобы составить рассказ, сначала нужно ее рассмотреть
Эта картина о лисе
На этой картине изображены Лиса и лисята
Ответы детей
Лиса Рыжая, лиса пушистая, лиса хитрая, лиса ловкая.
У лисы зоркие глаза
Она так смотрит, потому что готова защитить своих детенышей
У лисы чуткие уши чуткие уши.
Мех у лисы рыжий, пушистый, теплый, мягкий
Еще пушистым может быть шапка, шарф, носки
Мягким еще может подушка, вата
Теплым может быть шуба, кофта, погода
У лисы красивый длинный хвост
Длиннохвостая
у девочки волосы завязаны хвостиком, у морковки зеленый хвостик
На картине еще изображены лисята
Их пятеро
Лисеночек
Лисятки
Леса лежит, отдыхает, вместе со своими детьми
Еще лиса облизывает нос
Может потому что она только что поела
Лисята сидят возле мамы
Лисята похожи на маму, только они маленькие, рыженькие.
Сидит возле мамы и смотрит вдаль
Этот лисенок положил мордочку на маму и отдыхает
Этот лисенок стоит за мамой и смотрит куда-то
Этот лисенок усаживается возле мамы
Этот лисенок только-только вылезает из норки
Дети идут по кругу, выполняя широкие шаги
Присели, округлили спинки Передвигаются по кругу «гуськом»
Идут по кругу крадучись
Рассказывают свои рассказы
Да
Ответы детей Рассматривание
Вопросы к детям
Обобщение ответов детей
Художественное слово
План рассказа
Рассказ по картине
Подсказ нужного слова
Образец воспитателя
Оценка рассказов
Заключительная часть
Скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие?
А что было самым интересным?
А что самым сложным?
Я вам предлагаю дома всем нарисовать лису, и в следующий раз мы рассмотрим ваши рисунки
Да
Больше всего мне понравился рассказ Миши
Потому что он в своем рассказе очень красиво описал лису
Ответы детей Подведение итогов, беседа