татьяна власова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД: «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Цель: Учить составлять описательный рассказ о предметах посуды, используя технологию ТРИЗ «Системный оператор»
Задачи:
-Уточнять, расширять, систематизировать и активизировать словарь по теме «Посуда»
-Формировать умение составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды; развивать память, внимание, связную речь.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Составление описательного рассказа о предметах посуды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
-Воспитывать интерес к занятию
Оборудование: Дуршлаг, шумовка, чайное ситечко, чашка с горячей водой, заварка, ноутбук, словарь Ожегова, картинки с изображением предметов посуды, диктофон.
Ход:
1. Вводная часть. Ребята! Сегодня мы будем описывать предметы, которые я принесла в этом пакете. Хотите узнать, что там лежит? (Да). Тогда, пощупайте пакет руками, может вы догадаетесь, какие предметы я вам принесла. Садитесь, ребята, сейчас мы узнаем, что у меня в пакете. (Воспитатель целиком достает дуршлаг)
- Ребята, кто из вас знает, как называется этот предмет (Ответы детей)
-Сейчас мы будем описывать дуршлаг и выкладывать нашу лесенку.
Это дуршлаг - кухонная посуда. У дуршлага есть ручки. (Сколько ручек) две ручки.
-Ребята, когда я готовилась к занятию, я нашла в интернете такой сайт, называется он википедия, где написано, что ручки у дуршлага, называются короткими ушками.
-Посмотрите какого размера дуршлаг? (большой). Ковш круглой формы, а ушки полукруглые. Он серого цвета. Дуршлаг сделан из железа, значит он железный. Детям он нужен для того чтобы, с ним поиграть ( например: шнуровка, одеть на голову смешной головной убор, или дырявую лодку нужно залатать). А взрослым дуршлаг нужен, чтобы промывать разные продукты, откидывать макароны, спагетти.
-Ну вот о первом предмете, мы рассказали. А сейчас немножко отдохнем. (физ. минутка)
Я — чайник,
ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот.
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
«Эй, люди, я с вами попить чай хочу».
Дети стоят, изогнув одну руку, как
носик чайника, другую держат на поясе.
Животик надут.
Топают обеими ногами.
Делают призывные движения руками.
- А сейчас, давайте посмотрим, какой предмет, у меня еще в пакете есть (воспитатель вытаскивает по частям шумовку)
-Что же это? Как называется этот предмет (ответы).
-Правильно, это шумовка.
Ну а теперь, давайте мы составим описание шумовки.
Это шумовка - кухонная посуда. У нее есть длинная ручка и (ответы детей).
- Ребята, есть очень интересная и умная книга, а называется эта книга «Толковый словарь Ожегова», так вот в ней написано, что шумовка имеет большую ложку с частыми дырочками.
-Какого размера шумовка? Не очень большая, ложка круглой формы, а ручка продолговатой овальной. Ручка черного и серого цвета, а сама ложка черного цвета. Сама ложка сделана из пластмассы, она пластмассовая, а ручка наполовину железная и наполовину пластмассовая. Для чего нужна шумовка детям? (Выловить игрушки из воды, помочь перебрать манную крупу от гороха) Для чего нужна взрослым? (вынимать из воды вареники и пельмени, для вынимания мяса из супа, для снимания накипи с супа)
Давайте, немножко отдохнем (физ. минутка) Поиграем в точильщиков.
Точим нож, точим нож!
Будет очень он хорош!
Будет резать он припасы
Масло,сало,хлеб,колбасы,
Помидоры,огурцы,
Угощайтесь, молодцы!
А теперь, ребята встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять
Наклонитесь, вправо,влево
И беритесь вновь за дело!
- Ну, что пора посмотреть, что там еще в пакете у нас осталось. Но чтобы я вам показала еще один предмет, надо отгадать загадку.
Жесткая, дырявая
Колючая, корявая,
Что на спину ей попадет,
Быстро все она протрет! (Терка)
-молодцы, ребята! Смотрите, сейчас я вам покажу терку и мы попробуем ее описать.
Это терка - кухонная посуда. У нее есть одна ручка, четыре полотна с дырочками. Она небольшого размера, имеет форму трапеции, серого цвета, а ручка белого цвета. Сделана из железа, она железная (Из чего сделана ручка) из пластмассы. Дети могут играть с теркой, как гараж для машины, просеять песок от камней. А взрослые используют терку для измельчения продуктов, для их дальнейшего приготовления. (Так написано в словаре Ожегова)
- Ну вот, ребята, немножко отдохнем (физ. минутка)
Вот фарфоровые чашки - очень хрупкие, бедняжки.
(Приседать, руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца (Покружиться)
Только стукни - разобьются (Хлопок в ладоши)
Вот серебряные ложки - голова на тонкой ножке.
(Руки сомкнуть над головой)
И еще - большой поднос. Он посуду нам принес.
(Рисуем двумя руками большой овал).
- Ой, ребята, интересно у нас, что-нибудь в пакете еще осталось? Давайте, пощупаем, может кто-нибудь догадается, что там лежит. (воспитатель достает чайное ситечко)
- Кто мне скажет, как называется этот предмет? (ответы)
- Предлагаю, посмотреть в интернете, в википедии, что это такое. Воспитатель нажимает картинку на экране ноутбука, и читает название «чайное ситечко»)
-А теперь, нам расскажет о чайном ситечке Елисей, а я запишу на диктофон рассказ и мы потом его послушаем.
Это чайное ситечко - чайная посуда. У него есть ситечко и поплавок. Чайное ситечко маленького размера, овальной формы, серо-розового цвета, ситечко сделано из стали, значит оно стальное а поплавок из пластмассы. Детям нужен он, чтобы песок просеивать, а взрослым чай заваривать (Ответы). А сейчас я вам покажу, как ситечком можно пользоваться.
- А теперь, давайте послушаем, какой рассказ получился у Елисея Н.
-А это что? (заварка). Можете понюхать, а сейчас я вам покажу, как нужно заваривать чай. (Воспитатель демонстрирует, как заварить чай).
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки об этих предметах посуды, и показать мне этот предмет посуды.
(воспитатель загадывает, а дети отгадывают и показывают)
Я ковшик дырявый,
Но я не плохой.
Я был от рожденья
Дырявый такой (дуршлаг)
Длинная ручка,
Большое черпало,
Много отверстий на нем увидала
Вынуть вареники или пельмени
Поможет она, быстро без лени (шумовка)
Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко (терка)
На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый (чайник)
Купили новенькое,
Такое кругленькое
Чай насыпаем
И в чашку опускаем (чайное ситечко)
- Посмотрите, какие вы молодцы, рассказали обо всех предметах посуды, а сейчас ребята я предлагаю вам по два человека, собрать эти предметы посуды на картинках по частям и рассказать друг другу еще раз о том какие есть части у вашей посуды.