Арина Кузнецова
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи. Составление описательного рассказа по картине «Не боимся мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка»
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.
Тема: Составление описательного рассказа по картине «Не боимся мороза».
(подготовительная группа)
Подготовила:
Антонова А. Е., учитель-логопед
г. Переславль-Залесский, 2016
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию связной речи, Составление описательного рассказа по картине „Не боимся мороза“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Цель: Развитие связной речи, через составление описательного рассказа по картине.
Задачи:
1. Коррекционные
- автоматизировать поставленные звуки [Р] в словах, словосочетаниях, фразах и связной речи;
- добиваться четкого произнесения слов, словосочетаний, фраз, рассказа;
- учить подбирать слова на заданный звук;
- формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания сюжетных картин;
2. Развивающие
- развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие;
- развивать умение слушать стихотворную речь;
- закреплять и расширять словарный запас детей по теме «Зима» словами – действиями (что делают? что сделали? что будут делать, словами – признаками (какой? какая? какие);
- развивать умение выделать важные детали из общей картины;
- развивать общую моторику, дыхание;
- побуждать использовать в речи распространённые предложения, правильно согласовывать члены предложения;
- упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;
- учить последовательно выстраивать ход событий и составлять связный, грамматически правильный рассказ по сюжетной картине «Не боимся мороза»;
3. Воспитательные
- формировать положительный настрой на занятие;
- формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим;
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать умение контролировать свою речь;
- воспитывать умение слушать рассказы друг друга;
- воспитывать умение анализировать свою работу, и выделение возможных трудностей.
Оборудование и материалы: картины зимы (природа, дома, зимние забавы, музыка (Чайковский «Зимние грезы», указка, пропуск (по количеству детей, раскраски («Зимушка-Зима»).
Предварительная работа: постановка и автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Повторение лексической темы «Зима»
Ход занятия:
Организационный момент:
В зале развешаны картины по теме «Зима». Дети входят в зал.
Учитель-логопед:
(проговаривание совместно с детьми)
Встанем рядышком, друг к другу,
Скажем «Здравствуйте!» гостям.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Учитель-логопед: Сегодня в нашем детском саду открылась выставка, и я приглашаю вас, ее посетить (звучит музыка «Зимние грезы»).
Пока звучит музыка дети и учитель-логопед ходят по выставке и рассматривают картины.
Учитель-логопед:
И вот зима, белым – бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Земля одета снегом.
И иней на березках,
Как праздничные блестки…
Учитель-логопед: Какое время года запечатлено на этих картинах?
Дети: На картинах изображена зима.
Учитель-логопед: Как вы догадались, что это зима?
Дети: На картинах изображена вьюга, снег, лед, люди одеты в теплую одежду, иней, сугроб, метель и т. д.
Учитель-логопед: А какая зима бывает?
Дети: Зима бывает волшебная, красивая, снежная, длинная, белая, морозная, холодная.
Учитель-логопед: Какое название можно дать этой выставке?
Дети: «Зима», «Зимние забавы», «Зимушка-зима», «Кружевная красота».
«Договори»
Учитель-логопед: Вы так много сказали о зиме, ее приметах. Мне тоже захотелось рассказать про нее, но вам нужно будет догадаться, о чем я хочу сказать! Вам нужно будет вспомнить все красивые слова, что мы про зиму сказали.
1. Снег на деревьях какой?
Дети: белый, пушистый, мягкий.
2. Небо замой какое?
Дети: темное, серое.
3. Воздух в лесу какой?
Дети: свежий, морозный.
4. Снеговика из снега дети слепили какого?
Дети: красивого, большого, высокого, снежного.
5. Сугробы после метели какие?
Дети: большие, высокие, глубокие, огромные.
6. Горка у папы какая?
Дети: ледяная, большая, высокая, крутая, снежная.
7. Дети на катке какие?
Дети: веселые, радостные, довольные.
8. Снежинки с неба падают какие?
Дети: кружевные, маленькие, красивые, легкие.
«Эксперт»
Учитель-логопед: Молодцы! Сколько красивых слов мы вспомнили.
Учитель-логопед: На выставку самый первый приходит эксперт.
Вы, знаете, кто такой эксперт?
Дети: Это человек, который все знает о картинах: кто художник, что нарисовано и как было нарисовано.
Учитель-логопед: И у нас на выставке будут эксперты. Как вы думаете кто? Дети: Мы!
Учитель-логопед: У эксперта обязательно должен быть пропуск на любую выставку. И на нашей выставке тоже нужен пропуск (выдаются детям пропуска). А указка у нас будет одна на всех. У кого она в руках, тот и будет говорить.
«Лупа»
Учитель-логопед: И первое задание будет работа с этой картиной («Не боимся мороза»).
А нашим гостям будет очень интересно услышать вашу экспертную оценку, рассказ, про эту картину.
Учитель-логопед просит детей присесть на стульчики возле картины.
Прежде чем гостям рассказывать про картину ее надо внимательно рассмотреть. А чтобы это хорошо сделать у меня есть небольшие помощницы. Это лупы.
Что делает лупа?
Дети: Лупа увеличивает предметы
Учитель-логопед: Кого мы увидели на картине?
Дети: На картине есть девочка, мальчик, ворона.
Учитель-логопед: У всех есть имена, давайте и этим ребятам придумаем имя. Только будет одно условие, имена должны начинаться на твердый звук [Р]
Дети: Рома, Роза, Раиса, Роберт.
Учитель-логопед: Мы разделили картину на части: девочка «Имя», мальчики «Имя» и «Имя», ворона. Кто будет рассказывать про девочку «Имя», кто про мальчиков «Имя» и «Имя», кто про ворону?
Дети: Я расскажу про ворону; я расскажу про девочку «Имя»; я расскажу про мальчиков «Имя и Имя».
Учитель-логопед: А теперь с помощью лупы нужно будет подробнее рассказать про свою часть. Только не забывайте, что говорим мы полными красивыми предложениями. И внимательно слушаем своего коллегу – эксперта. Потом мы сможем что-то добавить, то что другой упустил. Учитель-логопед вызывает детей по очереди к картине, где они подробно описывают ту часть, которую выбрали.
Наводящие вопросы:
1. Кто изображен на картине? (На картине изображена девочка ИМЯ)
2. Как одет ребенок? (ИМЯ одета, в теплую зимнюю одежду)
3. Какая одежда на ИМЯ? (На голове у ИМЯ одета теплая красная шапка с мехом розового цвета. На ней красивая синяя шубка и новые красные сапоги. На ручках теплые красные варежки)
4. Что делает ИМЯ? (ИМЯ на зеленых санках едет с высокой горки)
5. Какое настроение у ИМЯ? (ИМЯ очень радостная)
1. Кто изображен на картине? (На картине изображены два мальчика ИМЯ и ИМЯ)
2. Как одеты ИМЯ и ИМЯ? (ИМЯ одет в теплую синюю шапку и фиолетовое пальто, а ИМЯ в полосатую шапку и зеленое пальто. На руках у ребят теплые варежки)
3. Что делает ИМЯ и ИМЯ? (ИМЯ оставил ведро со снегом, а ИМЯ деревянные санки с мишкой и начали строить снежную крепость)
4. Какое настроение у ИМЯ и ИМЯ? (ИМЯ и ИМЯ очень веселые и довольные, что на улице много снега)
1. Кто изображен на картине? (На картине изображена ворона)
2. Где сидит ворона? (Ворона сидит на большой еловой ветке, которая покрыта снегом)
3. Что делает ворона? (Ворона клюет красную и очень вкусную рябину)
Учитель-логопед: Молодцы! Вы такие наблюдательные.
Я думаю нам нужно немного отдохнуть. Давайте представим, что мы попали в этот парк. Закройте глазки. В парке холодно, идет снег, много елок. Еловые веточки пахнут свежестью, морозом. Сделайте глубокий вдох носом, а теперь выдох ртом. И еще раз.
Молодцы! А теперь расскажем, где мы были.
Учитель-логопед проговаривает совместно с детьми физкультминутку.
Рано утром в парк ходили,
Там снеговика лепили,
А потом с горы катились,
Веселились и резвились.
В Таню кинули снежком,
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком –
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой –
Побежим скорей домой.
ходьба на месте,
руками описываем фигуру снеговика,
волнообразные движения руками,
прыжки на месте.
лепим снежки и кидаем,
рисуем круг
потираем плечи
бег на месте
Дети возвращаются на свои места.
Учитель-логопед: У вас получились короткие интересные рассказы у каждого. Нам как экспертам нужно соединить все маленькие рассказы в один красивый и большой рассказ.
Кто попробует первым рассказать про эту картину полностью? (Дети по очереди выходят и рассказывают про картину)
Наводящие вопросы:
1. Какое время года изображено на картине? (На картине изображена зима)
2. Кто пришел в парк гулять? (На прогулку в парк пришли дети)
3. Что делает девочка ИМЯ? (Имя катается на зеленых санках с высокой горки)
4. Как одета ИМЯ? (На голове у ИМЯ одета теплая красная шапка с мехом розового цвета. На ней красивая синяя шубка и новые красные сапоги. На ручках теплые красные варежки)
5. Что делают мальчики ИМЯ и ИМЯ? (ИМЯ оставил ведро со снегом, а ИМЯ деревянные санки с мишкой и начали строить снежную крепость)
6. Как одеты мальчики? (ИМЯ одет в теплую синюю шапку и фиолетовое пальто, а ИМЯ в полосатую шапку и зеленое пальто. На руках у ребят теплые варежки)
7. Что стоит сзади мальчиков? (Сзади мальчиков растет пышная елка)
8. Кто сидит на елке? (На веточке елки сидит черная ворона)
9. Что делает ворона? (Ворона клюет яркую красную рябину)
10. Какое настроение у ребят? (Ребята очень веселые и радостные)
Учитель-логопед: Молодцы! Вы настоящие эксперты.
«Время»
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите на картину, здесь много людей, предметов, но они все замерли, а мы с вами попробуем представить, что будет потом?
Наводящие вопросы:
1. Что будут делать мальчики? (Мальчики построят большую крепость и будут играть в снежки.)
2. Что будет делать девочка? (Девочка будет забираться на горку, чтобы еще раз с нее скатиться.)
3. А что будет делать ворона? (Ворона склюет все ягоды рябины и полетит в свое гнездо к маленьким воронятам.)
Учитель-логопед: Эксперты, давайте спросим у наших гостей, может, они что-то интересное придумают?
«Рефлексия»
Учитель-логопед: Молодцы! Вы составили замечательные рассказы о этой картине. Вы получились отличные эксперты.
Что вы почувствовали, когда были в роли экспертов?
Дети: В роли эксперта я …
Учитель-логопед: Что трудно было, а что легко?
Дети: Мне было трудно, мне было легко …
Учитель-логопед: У нас на выставке присутствуют гости, и они очень внимательно слушали ваши рассказы, давайте и у гостей спросим: «Что понравилось на выставке, а что нет».
Воспитатель (гость):
Спасибо огромное за такую хорошую выставку, но больше всего всем гостям понравились начинающие эксперты. Они составили замечательные рассказы. И от лица всех гостей я хочу подарить экспертам маленькие сувениры.
Детям вручают книжки-раскраски.