Ольга Бабич
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.
Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество».
Обучающие задачи:
1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Составление рассказа по мнемотаблицам „Зима идёт“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Мнемотехника и мнемотаблицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
2. совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (зима) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
5. Развивающие задачи :
6. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
7. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
8. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
9. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
10. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней,
2. пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь;
3. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, диалог, чтение письма от мальчика Джона, вопросы, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.
Метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
Наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
Игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Назови ласково», игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).
Практический: рисование картин о зиме. Приём «радуга настроения».
Оборудование и наглядный материал:
• мнемотаблицы «Зима» (разные варианты,
• мнемокартинки «признаки Зимы» презентация,
• письмо в конверте,
• мяч,
• магнитофон и аудиозапись произведения «Зимний лес».
Предварительная работа:
• экскурсии и наблюдения в природе;
• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки Зимы», ведение природы,
• чтение стихов, рассказов, сказок о зиме;
• рассматривание картин о зиме, альбомов, иллюстраций по теме «Зима» беседы о зиме и её признаках, наблюдения за зимнеми признаками;
• рисование по теме «Зима»;
• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о зиме, о птицах;
• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет зимы», «В гости к зиме».
Ход занятия:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее веселое настроение.
Воспитатель: Ребятки, отгадайте загадку.
Дел у меня немало:
Я белым одеялом всю землю укрываю
В лёд реки убираю
Белю поля, дома
Зовут меня… (Зима) (слайд1)
Воспитатель: Правильно, это зима. Мы сегодня с вами поговорим о зиме. Я решила поговорить о зиме ещё и потому, что у меня к вам будет просьба. Недавно на электронную почту мне пришло письмо. (слайд2)
«Здравствуйте! Я живу в Африке, где круглый год солнце и никогда не видел вашей зимы. Что это такое? Расскажите мне о ней пожалуйста. С уважением. Джон»
Проблемная ситуация.
Вопитатель: Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашему новому другу?
- Правильно, мы можем поговорить про зиму, рассказать о ней, загадать загадки о зиме, нарисовать рисунок, послушать мелодии зимы. А наш рассказ выслать ему по почте. Вы мне поможете?
- Ребята, а где живёт Джон? (живёт в Африке)
- Молодцы, правильно!
- А как вы думаете, почему Джон не видел зиму? (потому, что всегда солнце, жара, и очень жарко, а зимы не бывает). Итак, давайте поговорим о зиме.
- Что же такое «зима»? (Это время года).
- После, какого времени года приходит зима?
- Какое время года вы ещё знаете?
- Какие приметы зимы вы знаете? (Стало холодно, птицы улетают в тёплые стран, идет снег, дни стали короче).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем со словом зима.
Игра «Добавь словечко»
Пришла….
Мы ждали….
Мы рады…
Мы встречали …
Мы будем гулять….
Мы поём песни о ….
Воспитатель: Мы очень рады зиме. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение зиме. Расскажите — какая бывает зима?
Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».
Дети отвечают на вопросы: какой, какая? какое?
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.
Солнце какое? низкое, неяркое. …
Ребята проведем с вами.
Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,
И на лыжах мы бежим, мы бежим,
На коньках по льду летим, мы летим,
И снегурку лепим мы, лепим мы.
Гостью – зиму любим мы, любим мы.
Немного отдохнули, продолжаем наше занятие.
Ребята, давайте придумаем предложения про зиму, каждое предложение должно начинаться со слова «зимой».
Например:
• Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
• Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
• В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
• Люди зимой делают кормушки для птиц.
• Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
• Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
• Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
• В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
Воспитатель: Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.
-Какое красивое время года – зима. Про зиму поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.
– А хотите послушать музыку о зиме?
Мы прослушаем отрывок мелодии «Зимний лес».
- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?
(Дети отвечают, что услышали, как шумит метель, воет вьюга,)
Воспитатель: Молодцы, ребята много вы знаете о зиме! А сейчас я предлагаю вам составить для рассказ о зиме. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и рассмотрите таблички о зиме. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка — это новое предложение. Давайте вспомним, что обозначает каждый символ:
Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о зиме.
Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете, в рассказе должно быть начало :
Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!
Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.
И закончить рассказ : Я люблю зиму!
(Дети составляют рассказы по мнемотаблицам)
Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 1.
Наступила зима. Падает пушистый снег. Много птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клёсты. Птицами зимой нечего есть. И люди им в кормушки сыпят семечки, зерна и крошки хлеба.
Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 2.
Наступила зима. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку и Дед Мороз со снегурочкой принесут нам на праздник подарки.
Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 2.
Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.