Калашникова Ксения Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звук и буква М». Чтение слогов, слов. Ударение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организационной образовательной деятельности развитию речи в старшей группе.
Воспитатель: Калашникова К. С.
Тема: «Звук и буква «М». Чтение слогов, слов. Ударение»
Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа и формировать звуковую аналитико-синтетическую активность.
Задачи:
1) образовательные:
-познакомить со звуком «М» как согласным звуком и его условным обозначением - синий квадрат;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звук и буква М“, Чтение слогов, слов, Ударение“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Ударение, ударные звуки
- Темочки
-познакомить с ударением и его обозначением;
-познакомить с печатным написанием буквы «М»;
2)развивающие :
-вырабатывать умение определять место звука в слове;
-формировать навык интонационного выделения звука в словах;
-развивать умение читать слоги;
3) воспитательные:
- воспитывать активность на занятии;
- воспитывать выдержку, умение слушать других, отвечать полным ответом.
Материал к занятию :
Трафарет слогового домика, соответствующие рисунки к заданиям, конверт с указанным адресом группы.
Ход ООД:
Логорифмическое упражнение: (совместно с детьми перед тем, как зайти в группу)
Воспитатель: Запоминает наша голова (коснулись руками головы)
Важные поступки, умные слова.
Слушаем внимательно, (коснулись руками ушей)
Смотрим обязательно, (коснулись глаз)
Взрослых не перебиваем, (погрозили пальцем)
Знаний много получаем!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли давайте поздороваемся с нашими гостями (в группе).
Дети: Здравствуйте!
Эмоциональный настрой:
Воспитатель: Ребята! Сегодня утром я обнаружила письмо в нашей группе, давайте прочитаем от кого оно! (Дорогие ребята! Пишет вам дедушка Букварь! Буква «М» сегодня пошла прогуляться и потерялась, помогите, пожалуйста, ей найти свое место) Ребята давайте поможем?
Дети: Да.
Познавательная цель: Сегодня мы поучимся слышать звук и писать букву!
1. Игра «Загадки и Отгадки».
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки! (читаю загадку и обращаю внимание детей на картинки на доске)
Целый день летает, всем надоедает. Ночь настаёт-тогда перестает. (Муха) Красный нос в землю врос. А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен. Нужен только красный нос. (Морковь) Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку, все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка)
Посмотрите на картинки и назовите первый звук в названии каждого предмета (морковь, матрешка, муха - М - вместе проговорить название предметов). Звук М - согласный, потому что при его произношении, воздух выходящий изо рта, встречает преграду в виде губ. Молодцы, ребята!
2. Игра «Определи место звука в слове»
Воспитатель: Ребята! Давайте попробуем определить место звука в слове! На картинке изображена ромашка, давайте попробуем определить, где у нас находится звук «М»- в начале, середине или в конце слова. (Проговорить с детьми вместе слово) - отмечаем синим квадратом место звука «М». (Напомнить детям о правилах правильного держание карандаша и сидения за столом) На картинке изображен молоток (Проговорить с детьми вместе слово) - отмечаем синим квадратом место звука «М». На картинке изображен дом (Проговорить с детьми вместе слово) - отмечаем синим квадратом место звука «М».
Физминутка «Буква М».
Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит. (Совместно с детьми)
3. Игра «Слоговые домики».
Послушайте стихотворение:
Посмотри, две палочки
Прочно держат галочку. (Сделать показ в воздухе и повторить его с детьми)
Воспитатель: Ребята посмотрите, в домике буква «М» написана в левом уголке, а в правом ее шуточное изображение.
Воспитатель: Но сначала разомнем наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки.
Теперь ребята, давайте в слоговом домике напишем букву «М», а затем слева от гласных букв по точкам, затем самостоятельно. (Показываю картинки со слогами, сначала произношу сама, потом предлагаю детям самостоятельно прочитать - вожу указкой). Ребята давайте попробуем определить первый слог в названии предметов и соединить с нужным домиком.
4. Игра «Читаем первые слова».
Воспитатель: Ребята, посмотрите слоги соединяются вместе и образуют слова. Послушайте (проговорить и показать на картинку со словом мама, одинаково ли произносятся слоги в этом слове - нет, 1 слог более протяжный. Давайте вместе произнесем слово мама и выделим первый слог. Слог, который произносится более протяжней называется ударным (выделяю его голосом). И над ним ставится значок – ударение (показать в слове мама, как обозначается). Послушайте сначала меня – читаю и показываю слоги и ударение. Теперь вместе давайте прочитаем слова – МАМА; МЫЛО. Спросить какие слоги соединились вместе - спросить детей (показывая указкой, какой звук произносится более протяжно? Какой звук является ударным?
5. Итог занятия.
Подвести итог, задать вопросы детям:
1. С каким звуком сегодня познакомились? (М)
2. Уточнить какая это буква? (Согласная)
3. Помогли ли ей найти свое место? (Да)
4.(Сообщить детям, что тогда мы отправим письмо дедушке Букварю)
5. Поблагодарить детей за занятие.