Вера Андреева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему: «Путешествие в театр «Буратино».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему : «Путешествие в театр «Буратино».
Андреева Вера
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему: „Путешествие в театр „Буратино“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Буратино»
- Темочки
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему : «Путешествие в театр «Буратино».
Цель. Своевременное и правильное устранение недостатков в произношении звуков у детей с ФФНР представляется эффективным, путём включения чистоговорок в тексты сценариев кукольного театра.
Программное содержание.
Задачи.
Образовательные.
- Продолжать формировать правильное звукопроизношение у детей - слуховое внимание и фонематический слух
- свободу речевого аппарата и дыхания
- умение пользоваться умеренным темпом и нужной силой голоса - логическим ударением и интонационными средствами выразительности - правильной артикуляцией и чёткой дикцией в процессе повторения читоговорок (скороговорок, включённые в тексты сценариев кукольного театра
- активизировать словарь детей по теме «Театр», «Деревья»
Развивающие.
- развивать диалогическую речь
- умение различать звуки и давать характеристики
- зрительное внимание, мышление,
- творческое воображение, подражательность
- умение владеть куклой для создания образа живого существа на сцене театра кукол и элементарные навыки органично сочетать произношение слова с действиями.
Воспитательные.
- воспитывать у детей интерес и любовь к театру удивительному жанру фольклора – чистоговоркам (скороговоркам)
- поддерживать духовное и творческое начало к игре в кукольный театр как средству в исправлении дефектов речи.
Оборудование.
- ширмы напольная (на передней части ниже гряды изображён рисунок очага из сказки «Приключения Буратино») и настольная
- кукла на гапите (сверчок, письмо
- куклы театра петрушек : (волк и лиса, кукла – игрушка Буратино
- дерево с листьями от различных деревьев
- шапочки - ободочки для детей с изображением деревьев и кустарников (дуб, берёза, клён, осина, ель, сосна, орешник)
- карточки – схемы предлогов (в, на, под, над, от, к)
- сюжетные картинки по теме «Предлоги»
- Звуковички – весёлые человечки из картона зелёного, красного, синего цветов
- предметные картинки к игре «Царство Гномов»
- декорации к сценарию сказки «Диалоги сказочных зверей» и спектаклю по сказке «Лисичка – сестричка и Серый волк»
- мультимедийная установка, фонограммы (шум леса, стук дятла, музыка к сказке, металлофон, молоточек
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, сегодня прекрасный день и настроение у меня чудесное. Приготовьте свои ладошки, и я поделюсь с вами этим настроением. (Прикасаюсь к ладошкам детей, улыбаюсь, приветствую их). А ещё сегодня к нам пришли гости. Подарите им свои улыбки и поприветствуйте их. (Дети здороваются с гостями).
Группа оформлена в теме «Лес», опушка с пенёчками, заколдованное дерево, где развешаны листья и ветки разных деревьев: берёзы, дуба, осины, клёна, ели, сосны и лист орешника. Ширма напольная на передней части ниже гряды изображён рисунок очага из сказки «Приключения Буратино. Экран для видео и другие ТС.
Появляется из – за очага Сверчок, у него письмо.
Сверчок: Здравствуйте, ребята!
- Кто это?
- Из какой он сказки?
Сверчок: Ребята, у меня для вас приглашение от Буратино.
- «Дорогие ребята, приглашаю вас в свой волшебный театр. Буратино».
- Ребята, что такое театр?
(Артисты, зрители, представление, сцена, декорации, аркестровая яма, афиша, занавес, рампы, билеты, гардероб, кулисы).
- Сверчок, а как пройти к театру «Буратино»?
Сверчок: Находится театр на краю волшебного леса.
Лишь тот войдёт в чудесный мир игры,
Кто сможет лес волшебный, сей пройти.
- Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь,
Отправляемся, друзья! Отставать никак нельзя!
(Дети змейкой идут под музыку).
Путешествие по лесу. Остановка «Заколдованное дерево». Закрепление представлений о деревьях и кустарниках.
- По извилистой дорожке в сказочный мы лес вошли.
Постарайтесь так идти, чтоб с тропинки сойти.
(Подходим к заколдованному дереву).
- Что это? (Дерево).
- Это необычное дерево. Почему?
(На одном дереве растут листья всех деревьев).
- Да оно заколдовано! Расколдовать его вы сможете, если разгадаете, какие деревья спрятались в кроне этого дерева. С какого дерева этот лист? (С берёзы).
- Лист, какой? (Берёзовый).
- Кто знает стихи о берёзе?
(Кто читает стихи, тому на голову надеваю шапочку – ободок с изображением дерева, которое отгадано).
Распустила волнистые косы,
Улыбнулась гостям с высоты.
Ведь я гордость России – берёза
В свете северной красоты.
- С какого дерева этот лист? (С дуба).
- Лист, какой? (Дубовый).
- Кто знает стихи о дубе?
(Ребёнок читает стихи о дубе).
Я дубок, совсем зелёный,
Листья – кромочка волной.
Может быть, любуясь кроной,
Ты присядешь подо мной.
(Далее воспитатель по очереди срывает листья с дерева, уточняет, с какого дерева лист, ветка, надевает шапочку – ободок на голову ребёнка, и он читает стихотворение о дереве, изображённое на его шапочке).
• Рос у клёна - маменьки
Клён – ребёнок маленький.
Маленький сыночек,
Рыженький кленочек.
• Ой – ой – ой! Листва трясётся,
Дрожь ветвям передаётся.
Кто осинку напугал?
Ветер холодом обдал.
• Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
• Сосна несёт здоровье людям,
Сосна целебней всех лекарств.
Вам друзьями вечно будем.
Только можно без проказ?
- Вы так внимательно отыскиваете и правильно уточняете название листочков других деревьев на этом заколдованном дереве, что ёлочка преподносит вам каждому шишку. Чтобы ваши глазки не утомились, сделаем для них гимнастику.
Ашу – ашу – ашу, (Дети смотрят на шишку)
Посмотри на ёлку нашу. (Рука прямая, водим слева – направо,
глаза следят за шишкой)
Шки – шки – шки -
Наверху все шишки. (Руку поднимаем – опускаем)
Ош – ош – ош,
Как лес хорош! (Руку с шишкой подводим к носу и
отдаляем её)
Ша – ша –ша –
Ёлка тоже хороша! (круговые движения рукой).
• Средь осинок и рябинок
Я орешник молодой.
Не гляди, что тонок, гибок,
Обеспечу всех едой.
Мои вкусные орешки –
Для зверей, для птиц, для вас.
Собирайте их без спешки,
Будет на зиму запас.
- Ребята, орешник – это дерево? (Нет, это кустарник).
- Лист орешника, какой? (Орешниковый)
- Назовите, какие лиственные деревья вы знаете ещё? (Берёза, осина, дуб, клён, тополь, ольха, липа, рябина, вяз).
- Ель, сосна – это какие деревья? (Хвойные).
- Ребята, вы расколдовали дерево, и мы с вами оказались в волшебном лесу.
(На экране мультимедийной приставки появляется картинка – видеозапись с шумом леса).
- Как приятно в лесу! Как легко дышится! (Проводится физкультурная минутка).
- Раз, два, три, четыре, пять - (шагаем врассыпную по «лесу»)
Всё умеем мы считать. (пальцем правой руки считаем предметы)
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину, положим, (прячем руки за спину)
Голову поднимем выше (поднимаем голову вверх)
И легко, легко подышим. (дышим носом, втягивая и округляя живот).
(Раздаётся стук дятла).
- Вдруг в лесу раздался стук.
Это птица долбит сук.
Она деревья не калечит,
Она деревья клювом лечит.
Кто это? (Дятел).
- Как ещё в народе называют дятла? (Лесным доктором).
- Почему? (Дятел деревья «лечит» : поедает личинки жуков и насекомых, которые прячутся под корой дерева и «точат» (разрушают) его).
Игровое упражнение «Повтори ритм».
- Ребята, давайте повторим стук дятла. Слушайте внимательно.
(Воспитатель отстукивает ритм! -, !, ! -, ! -, дети повторяют).
- Молодцы, ребята! Отправляемся дальше.
(Под музыку дети подходят к «Царству Гномов» (наборное полотно с расположенными карточками – схемами предлогов и сюжетными картинками к ним).
Остановка «Царство Гномов». Закрепление предлогов в, на, под, над, к, из – под, от, из.
- Ребята, здесь живут Гномы, а какие вы сейчас узнаете. Глазки, закрывайтесь, дети, в гномов превращайтесь! (Воспитатель помогает детям надеть на себя карточки – схемы предлогов).
- Вот вы и Гномы! Посмотрите на медальоны. Как зовут каждого из вас? Назовитесь!
Дети: Я – Гном «В», Я – Гном «НА» и т. д.
- Как ещё мы называем этих Гномов? (Предлогами).
- Гномы, здесь на поляне разбросаны разные картинки. Наведём порядок! Пусть каждый из вас выберет ту картинку, предлог которой подходит ему по смыслу. (Дети выполняют задание, подбирая к картинке свой предлог).
- Составьте по картинке предложение со своим предлогом. Выделите голосом предлог. ( Дети составляют предложения с предлогами по сюжетным картинкам: «Самолёт летит НАД облаком», «Котёнок выбежал ИЗ – ПОД лавки» и т. д.)
Физкультурная минутка «Гномы».
Утром Гномы в лес пошли, (Свободная ходьба)
По дороге гриб нашли. (Повороты туловища влево – вправо)
А за ним – то! Раз, два, три – (Приседания)
Показались ещё три! (Прыжки на месте)
И пока грибы срывали, (Наклоны туловища вперёд)
Гномы в школу опоздали! (Пальцы рук у виска, качание головы влево -
вправо).
Побежали, заспешили (Бег на месте)
И грибы все уронили! (Руки внизу в стороны, плечи вверх - вниз).
- Мы опаздываем! Глазки, закрывайтесь, Гномы, в деток превращайтесь! Отправляемся дальше! (Дети под музыку бегут змейкой).
Остановка «Звуковая полянка». Встреча с Сорокой и Медведем. Кукольная театрализация. Инсценировка диалога.
- Ребята, мы пришли на звуковую поляну. Вижу, на этой полянке кто – то прячется. (Из – за куста и пенька видны хвост и голова кукол театра Петрушек Лисы, Сороки и Медведя (настольный вязаный театр основа из банок из – под кофе).
- Виден, чей хвост? (Сорочий, лисий, медвежий).
- Чья голова? (Сорочья, лисья, медвежья).
- Чьи лапы? (Сорочьи, лисьи, медвежьи).
- Смотрите, они о чём – то ведут серьёзный разговор. Давайте послушаем.
Диалог Сороки и Медведя.
(Дети инсценируют диалог животных с помощью кукол театра Петрушек вязаного и оформленного из банок).
- Эй, Миша – медведь, на вопрос ответь!
- Уха – уха, какой вопрос, стрекотуха?
- Ут – ут – ут, почему тебя медведем зовут?
- Арь – арь – арь – глухарь – он весной глухой, понятно.
Ляк – ляк – ляк –заяц – беляк – он зимой белый, понятно.
А вот ведь – ведь – мед – ведь – непонятно.
Ха – ха – ха! Бестолковая ты птица. Мед – ведь. Значит, мёдом ведающий. Знаю, где в лесу мёд спрятан.
- А где, где он, мёд – то?
- Ал – ал – ал – так я тебе и сказал! Ты всем разболтаешь сразу. Все вы тогда в лесу медведями станете.
- Ребята, чей разговор вы только что слышали? (Сороки и Медведя).
- Какие звуки вы слышали? (Звуки речи).
- Как называется эта поляна? (Звуковая).
(Воспитатель играет роль Сороки).
Сорока: Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись!
Повтори, не ошибись!
( Проговаривание скороговорки детьми: громко – тихо, медленно – быстро).
Хорош пирожок
Внутри творожок.
Игра «Что как звучит и кто как голос подаёт». Автоматизация звуков.
- Давайте поиграем в игру «Что как звучит и кто как голос подаёт». Я буду называть живые и не живые предметы, а вы будете произносить звуки, которые они издают.
Где – то собаки рычали,
( Дети: р - р – р).
В стойле коровы мычали,
( Дети: му – у).
В комнате мухи жужжали,
( Дети: ж – ж – ж).
Мимо машины бежали,
( Дети: тр – тр – тр).
Гудели от ветра все провода,
( Дети: у – у – у).
Перекликались в ночи поезда,
( Дети: ту – у – у).
Листья от ветра шумели,
( Дети: с – с – с).
Змеи шуршали, шипели,
( Дети: ш – ш – ш).
А комары всё пели,
( Дети: з – з – з).
- Вы произносили звуки живой и неживой природы. На звуковой поляне можно услышать другие звуки. Послушайте их. (Звучит запись лесных звуков. Дети называют: звуки ручья, пение птиц, жужжание пчёл, скрип дерева, треск сломанной ветки дерева и т. д.).
- Какие это звуки?
(Это звуки леса. Звуки живой и неживой природы).
- На волшебной звуковой поляне есть ещё звуки. Послушайте.
(Воспитатель на металлофоне играет мелодию).
- А это, какие звуки? (Музыкальные).
Итак, на звуковой полянке живут, какие звуки? (Звуки живой и неживой природы, музыкальные и речевые).
- С какими звуками люди встречаются особенно часто? (С речевыми).
- Речевые звуки живут на полянке у весёлых Звуковичков.
(Выставляю Звуковичков – картонных человечков зелёного, красного, синего цветов).
- Вспомните, какие звуки живут у красного Звуковичка? (Гласные).
- У синего? (Согласные твёрдые).
- У зелёного? (Согласные мягкие).
- Звуковички постоянно спорят, они не могут поделить картинки. Давайте
поможем их помирить. Ребята, возьмите любые две картинки, рассмотрите их. Определите первые звуки в каждом слове. Какой это звук: гласный, согласный, мягкий или твёрдый?
На столе произвольно разложены предметные картинки: астра, медведь, дом, иволга, мост, бидон, удочка, подушка, пень, овощи, подушка, тень и другие. Подбор картинок может быть сделан по выбору педагога в зависимости от индивидуальных возможностей и знаний ребёнка. Дети подходят к столу берут по две картинки. Несколько секунд работают над словами.
Ребё нок: В слове «астра» первый звук «А». Это гласный звук, на схеме обозначается красным цветом. Подарю Звуковичку красного цвета.
Ребё нок: В слове «медведь» первый звук «М». Это согласный, мягкий звук, на схеме обозначается зелёным цветом. Подарю Звуковичку зелёного цвета.
Ребё нок: В слове «подушка» первый звук «П». Это согласный твёрдый звук, обозначается на схеме синим цветом. Подарю Звуковичку синего цвета.
- Молодцы, ребята. Вот вы и помирили Звуковичков.
- Вы справились со всеми препятствиями и успешно прошли заколдованный лес. Мы с вами на пороге волшебного театра «Буратино». (Дети подходят к напольной шире с театральными декорациями и атрибутами).
Инсценировка диалога к сказке «Лисичка – сестричка и Серый волк». (Звучит музыка к сказке, детей встречает Буратино).
Буратино (кукла). Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас в свой театр!
Театр открывается, к началу всё готово!
Билеты выдаются за вежливое слово.
- Ребята, назовите вежливые слова, это и будет нашим пропуском в театр «Буратино». (Доброе утро, спасибо, здравствуйте, добрый день, благодарю, извините, будьте любезны, доброго здравия).
- Кто в театре смотрит представление? (Зрители).
-Кто показывает представление? (Артисты).
- Зрители у нас уже есть, а мы будем артистами.
(Диалог Лисы и Волка дети инсценируют с помощью кукол театра Петрушек).
- Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела, голова пока цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок, ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке…
- Кто отгрыз?
- Собаки. Ну, а ты – то, где бродила?
- Рыбку в проруби ловила.
- Рыбки тоже я хочу.
-Так поймай, я научу.
(Можно использовать другой вариант этой сказки).
- Здравствуй Лизавета! Как твои, Лиса, дела?
- На базаре я была.
- Что ты там видала?
- Уток я считала.
- Сколько было?
- Семь с осьмой.
- Сколько стало?
- Ни одной!
- Где же эти утки?
- У меня в желудке.
- Спасибо, Буратино, за интересные сказки. Нам пора возвращаться в детский сад.
(Под музыку дети идут «змейкой»).
По извилистой дорожке,
Возвращаемся домой.
На прощание помашем,
До свиданья, лес родной.
- Что нового узнали на занятии, больше всего понравилось, показалось трудным, хотели бы сделать ещё раз или увидеть? (Ответы и впечатления детей).