Ольга Мазепа
Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие по тоннелю».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Создание благоприятных условий для формирования фонематического восприятия, развития диалогической речи. Углублять и систематизировать умение детей в выполнении звукового анализа слов.
Программное содержание:
1. Обучать детей диалогическому общению, умению задавать вопросы и правильно отвечать на них.
2. Совершенствовать навык составления сложносочиненных предложений с союзам «а» по содержанию сказки.
3. Уточнить и закрепить обобщающее понятие «транспорт».
Публикация «Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: „Путешествие по тоннелю“,» размещена в разделах
- Бумажный туннель
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Упражнять в умении делать звуковой анализ слов, определять последовательность звуков в анализируемых словах, различать и называть звуки: гласные, согласные твердые, согласные мягкие.
5. Продолжать развивать эмоциональную сферу детей.
6. Совершенствовать временные представления, элементарно представлять себя в прошлом, настоящем и будущем.
7. Формировать умение соотносить слово и действие.
8. Развивать фантазию и воображение.
Материал: «Волшебный туннель», «Волшебный цветок», презентация с фотографиями детей от 2-4 лет, демонстрационные картины с профессиями, картинки по сказке «Красная шапочка», музыкальное сопровождение (по выбору педагога, конверт с оборванным письмом, «Волшебная книга».
Предварительная работа: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, чтение сказки «Красная шапочка», беседы по фотографиям, беседы о профессиях.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Миноборонауки. – М. :ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 368с.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : Подготовительная к школе группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 112с.
4. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников : Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О. С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 208с. – (Развиваем речь).
Ход ООД:
Дети и воспитатель заходят в зал.
I часть. Организационный момент.
- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?
(Да, хотим)
- С каким настроением мы отправимся в путешествие?
(С веселым, радостным, хорошим)
- Чтобы у всех вас было хорошее настроение, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми именами и пожимая руки.
(дети выполняют упражнение)
- Что вы почувствовали?
(Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.)
- И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как ещё можно сказать о хорошем настроении?
(Доброе, весёлое, тёплое, ласковое, радостное)
II часть. Мотивационная игра «Назови транспорт»
- Теперь мы готовы к путешествию. А на чем можно отправиться в путешествие?
(Я полечу на самолете. Я поеду на машине? Я поплыву на корабле….)
- А что вы мне сейчас называли?
(Транспорт)
- На какие виды делится транспорт?
(Воздушный, наземный, подземный….)
- А я вам предлагаю отправиться в путешествие не на транспорте, а с помощью Волшебного тоннеля. Если пройти через него, то можно попасть в сказку, побывать в прошлом или оказаться в будущем. Но с начало, нам нужно определить, в каком направлении нам нужно двигаться. Где находится наш волшебный тоннель.
(Дети определяют место расположения тоннеля : впереди, сзади, слева, справа)
- Теперь мы знаем, где находится наш Волшебный тоннель и нам пора отправляться в путешествие.
(дети под музыку проходят через волшебный тоннель)
III. Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
- Мы с вами оказались в сказочной стране, на сказочной поляне. А в сказочной стране растет Волшебный цветок. Это подарок доброй и мудрой Феи. Когда в сказочной стране все спокойно, цветок светится и передает всем свою волшебную силу. Но сейчас цветок не светится, значит, в сказочной стране что-то случилось. Но как нам узнать, что именно? Посмотрите вокруг, может, вы найдете подсказку?
(На елке находим конверт, внутри письмо).
- Ребята, может оно для нас? Прочитаем?
«Здравствуйте, ребята!
Пишут вам все жители сказочной страны. У нас поселилась Злая Фея, которая… (письмо не имеет продолжения).
- Ах, письмо оборвалось. Как же нам узнать, что натворила злая Фея! И никаких подсказок больше нет. Только книга лежит на пенечке. Давайте посмотрим, что в ней. Может в ней продолжения письма.
(Открываем книгу, в ней сказка «Желтая Шапочка»).
- Здесь сказка «Желтая Шапочка». Теперь понятно, что натворила Злая Фея – она перепутала героев в сказке. Вы хотите помочь сказочным героям?
Я буду читать сказку, а вы слушайте внимательно. Тот, кто заметит ошибку, должен поднять руку, исправить ее, найти на столе правильную картинку и поставить ее к елочке.
- Готовы помочь сказочным героям? Тогда слушайте, я начинаю читать сказку.
2. Чтение сказки.
«Жила - была девочка. И звали ее Желтая Шапочка. И жила она вместе c мамой. Однажды дедушка ей говорит: «Красная Шапочка, возьми пирожки и отнеси их папе. Идет Красная Шапочка по лесу, а навстречу ей Медведь.
- Здравствуй, Красная Шапочка! Куда ты идешь? – спрашивает Волк.
- Иду к бабушке, она меня ждет, - отвечает девочка.
- А далеко ли живет твоя бабушка?
- Она живет в городе, в пятиэтажном доме,- отвечает Красная Шапочка.
Попрощалась с волком девочка и пошла дальше. Идет девочка по лесу песни напевает. Увидела она полянку с цветами и подумала: «Как много красивых цветов! Соберу я бабушке букет грибов».
Собрала Красная Шапочка букет цветов и пошла дальше. А в это время волк уже проглотил бабушку и лег в ее постель. И когда девочка вошла в дом, волк и ее проглотил. Наелся, и опять улегся в постель, заснул, и стал громко-громко храпеть. А проходил в ту пору мимо дома рыбак и подумал: «Как старуха сильно храпит, надо посмотреть, может, ей нужна помощь».
И он вошел к ней в комнату. Подходит охотник к постели, глядь – а там волк лежит с большим брюхом. Догадался охотник, что натворил волк, и освободил бабушку и Красную Шапочку».
- Как правильно называется сказка, и кто ее автор?
(Красная Шапочка Шарль Перро)
- Посмотрите, ребята, Цветок светится! Какие вы молодцы, помогли сказочным героям! А теперь вы встаньте, и мы протянем над Цветком руки, чтобы он и нам передал часть своей волшебной силы.
Глубоко вдохните носом, и выдохните ртом. Почувствуйте, как волшебная сила Цветка делает вас лучше, добрее и на лицах у вас появляются улыбки, а вы превращаетесь в красивые цветы.
3. Упражнение на развитие мелкой моторике рук.
Пальчиковая игра «Волшебный Цветок»
Вырос высокий волшебный цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их
развести пальцы рук
ритмичные движения пальцами вместе – врозь
ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести
4. Путешествие.
- Ребята, слышите музыку! Это знак, что нам пора уходить из сказки. Давайте опять пройдем через тоннель. Интересно, где же мы теперь побываем.
(Дети проходят через тоннель).
- Где же это мы? Куда нас перенес Волшебный тоннель?
-В прошлое.
- Мы попали в прошлое. Посмотрите на экран и скажите: какие вы были.
(на экране фотографии детей, где они маленькие)
(Маленькие)
-А сейчас мы посмотрим фильм, какими вы были. Садитесь на стульчики и внимательно смотрите на экран. Кому я задам вопрос, тот и ответит. Начинаем смотреть фильм.
(Дети смотрят фильм где они маленькие)
В процессе просмотра, воспитатель задает детям вопросы:
- Андрей, как называется музыкальная игрушка у тебя в руках?
(Музыкальная игрушка называется барабан)
- Таня, а кто сидит у тебя за спиной?
(У меня за спиной сидит папа)
И так далее, по сюжету фотографий.
- Все, ребята, фильм закончился. Мы вспомнили себя маленькими, и увидели маленькими детей нашей группы. А вот и сигнал (звучит музыка, что нам пора возвращаться к тоннелю. Давайте снова пройдем через него и увидим, куда же снова перенесет нас Волшебный тоннель.
Дети проходят через тоннель, перед ними картины с профессиями, где вклеены лица детей.
-А попали мы с вами…. Куда?
-В будущее.
-Да, ребята, мы попали в будущее. Здесь вы уже не дети, а взрослые, и каждого из вас есть своя профессия. А как много здесь картин с профессиями людей! Ребята, так ведь это вы! Пройдите и посмотрите, кто кем будет работать.
Дети рассматривают картины с изображением разных профессий, где вклеены их лица.
-Вы уже все рассмотрели, нашли себя, узнали своих друзей, а теперь подойдите все ко мне. Давайте послушаем Сашу и Машу, что они расскажут нам о себе: как их теперь зовут, кем они работают.
( дети по парам строят диалог типа:
- Меня зовут Андрей Андреевич. А вас как зовут?
-Меня зовут Юлия Викторовна. Кем вы работаете?
- Я работаю маляром на стройке. А вы кем работаете?
- Я работаю швеей в ателье.)
- Слышите, опять музыка напоминает нам, что наше время истекло. Пора нам возвращаться к Волшебному тоннелю.
(Проходят через тоннель, попадают назад в группу)
- Мы попутешествовали и вернулись в настоящее. Вы снова мальчики и девочки группы «Золушка». Но уже скоро вы пойдете в школу, где вас научат читать и писать. А сейчас, покажите мне, как вы умеете делать звуковой анализ слов. Подойдите к столам, посмотрите на свою карточку и сделайте звуковой анализ своего слова.
Дети выполняют звуковой анализ слов: самолет, поезд, метро.
(Проверив все слова, мы выходим к тоннелю)
IV. Итог
- Посмотрите, Волшебный тоннель больше не сверкает. Значит, он не приглашает нас больше путешествовать. А вам понравилось путешествовать? Что вам понравилось? Где мы с вами побывали? Еще хотите отправиться в путешествие? Тогда вы старайтесь, хорошо занимайтесь, чтобы Волшебный тоннель снова отправил вас в такое интересное путешествие.
Звучит негромкая музыка.
- Ребята, смотрите, тоннель подает нам какой-то знак. Давайте посмотрим.
Находим корзинку
Ребята, в корзине лежат смайлики, но они разные. Посмотрим!
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.