Татьяна Уткина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Путешествие в страну сказок»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
формировать образную речь.
умения подбирать образные выражения.
учить составлять предложения.
учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
развивать речь, память.
образное мышление, фантазию и творчество.
Воспитательные задачи:
воспитывать эстетические качества.
учить выслушивать рассказы товарищей.
Предварительная работа с детьми:
знакомство со сказками, с героями сказок
чтение сказок.
Связная речь: учить описывать героев сказки, уметь описывать внешний вид персонажей, учить пересказывать сказку. Учить детей составлять предложение с заданным словом
Словарь. Учить подбирать слова, характеризующие действие персонажей, изображённых на экране.
Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ш», «ж», «ч», учить дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить в словах. Учить делить слова на слоги, показывать последовательность звучания слогов в слове. Учить отгадывать загадки.
Грамматика : Активизировать использование в речи сложноподчинённых предложений. Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.
Словарная работа: путешественник, беззащитный.
Интеграция образовательных областей:
• социализация (игра «Волшебное колечко»);
• коммуникация (составление сказки);
• здоровье (физминутка);
• познание (рассказ воспитателя, просмотр презентации).
- Развивать мышление, память, воображение.
-Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
- Формирование навыка координации движения руки при письме.
- Развивать глазомер, мелкую моторику.
Оборудование:
Экран, иллюстрации к сказкам, мяч, карандаш на каждого ребёнка, бумага, сундучок
Предварительная работа:
- Чтение, рассказывание русских народных сказок.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
- Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т. д.
- Заучивание загадок.
Ход занятия:
Организационный момент.
В. Ребята, хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте». А тебе отложить маленький кусочек? Я насыплю тебе в кармашек горсть «здравствуйте» сладкого, как сахар. А тебе, сегодня, какое хочется «здравствуйте»? «Возьмите в ладошку «здравствуйте» - тёплое, ласковое, солнечное, светлое и передайте тепло своих сердец нашим гостям.
У нас начался новый день. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим дружбу, радостное настроение, пожелаем друг другу всего самого хорошего.
Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово на этой перфокарте. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.
1. Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.
2. На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.
3. Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.
4. Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
5. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.
6. В сказках он всегда простак, все зовут его «дурак».
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.
С К А З К И
Слайд№2.
В. : В одном сказочном замке жила-была принцесса. Слайд№3. Заколдовал ее злой волшебник. Слайд№4. Уснула принцесса крепким сном. Слайд№5. Закрылись все окна и двери во дворце крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда. Слайд№6.
В. : Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.
Ответы детей. ( Пример: «победить злого волшебника, «решить задания»).
В. : Чтобы открылись окна во дворце и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Д. : Да.
В. : Смотрите, все задания спрятаны в волшебном сундучке. Слайд№7.
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Музыка – слайд 8-9
-Итак, отправляемся в сказку. (Включается сказочная музыка) Слайд№8.
Закройте пожалуйста глаза. Слайд№9. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Вдох –выдох.
Воспитатель: Эта музыка перенесла нас в чудесный мир сказок. Чтение стихотворения Ф. Кривина
«О чем-то скрипит половица» :
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки,
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Разминка. Слайд№10.
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, задаёт вопрос. Дети отвечают.)
1. Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка).
2. В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц–хваста»).
3. Мальчик-луковка? (Чиполлино).
4. Герой какой сказки напоминает геометрическую фигуру круг? (Колобок.)
5. Девочка с голубыми волосами? (Мальвина).
6. Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? («Теремок»).
7. Герой джунглей? (Маугли).
8. Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы).
9. Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка).
10. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»).
11. Деревянный мальчик? (Буратино).
Основная часть:
- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается).
1-е задание из сундучка - игра: «Узнай сказку по загадке». Слайд№11-20.
- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
1. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
2. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
3. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
4. Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок).
5. Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил. (Кот в сапогах)
6. Был друг у Ивана
Немножко горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым. (Конек-горбунок)
7. С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно. (Карлсон)
8. Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте. (Царевна-лягушка)
9. Щуку я в пруду поймал
И желанье загадал. (Емеля)
2- е задание из сундучка. Игра: «Узнай сказку по картинке» Слайд№21.
- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на экране иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»).
1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» Слайд№22. (Это сказка «Волк и семеро козлят».)
- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)
- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» Слайд№23. (Это сказка «Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
Следующая сказка - «Лисичка-сестричка и волк». Слайд№24.
3 –е задание. Игра: «Узнай сказку по героям» Слайд№25.
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка») Слайд№26-27.
2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба») Слайд№28-29.
3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка») Слайд№30-31.
4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка») Слайд№32-33.
4-е задание. Игра «Что лишнее?» Слайд№34.
- Ребята, перед вами сказочные герои - заяц, волк, лиса, медведь, колобок. Слайд№35.
Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)
- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)
- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха) Слайд№36.
- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок») Слайд№37.
- И на нашем пути встретился новый сказочный герой – Баба Яга. Слайд№38-40. Мы её победим с помощью физминутки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В темном лесу есть избушка, – дети шагают
Стоит задом наперед. – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка - – грозят пальцем
Бабушка Яга живет. – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие, – показывают
Словно угольки горят, - покачивают головой
Ух, сердитая какая, –бег на месте
Дыбом волосы стоят! – руки вверх
5-е задание из сундучка. Злой волшебник перепутал все сказки и теперь сказочные герои не могут разобраться, что сначала, а что потом. Нужно помочь им.
Дети расставляют сюжетные картинки по порядку.
6-е задание. Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения»
- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Слайд№41. Сколько слов в этом предложении? (Это предложение состоит из 3 слов.).
Репка; Слайд№42. Кошка; Слайд№43. Мышка. Слайд№44
Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку.
1) \- - -.
2) \- - -.
3) \- - - .
- Из какой сказки этот отрывок? («Репка») Молодцы!
- Справились и с этим заданием. Что же нас ждёт впереди?
Пальчиковая гимнастика: Слайд№45.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
Пальчики разогрели и теперь можно приступить к следующему заданию. Ещё раз обратите внимание на свою посадку. Слайд№46.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Гимнастика для глаз. Слайд№47.
7-е задание. Работа в тетрадях:
- Ребята, откройте тетради. Тетради на столе положите правильно. Умницы! В вашей тетради рисунок репки. Слайд№48-49. Вам надо заштриховать репку сверху вниз. Работать будем карандашом. Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Готовы? Тогда начинаем работать.
В. : Слайд№50-51. Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее дворец и она проснулась. А злость волшебника превратилась в воздушные шары. Слайд№53.
Принцесса «благодарит» вас и передаёт угощение.
Рефлексия.
- что нового узнали?
- что запомнилось?
- о чём расскажете дома родителям?
Я прочитаю стихотворение, а вы, когда услышите слово “мальчики” или “девочки”, должны хлопнуть в ладоши: сначала все мальчики, а потом все девочки. Итак, будьте внимательны.
Прибежали, прибежали
Ёжики, ёжики.
Наковали, наковали
Ножики, ножики
Прибежали, прибежали
Зайчики, зайчики
Хлопнем дружно,
Хлопнем вместе
Девочки!
Мальчики!
А теперь все вместе: и мальчики, и девочки. Аплодисменты!
-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.