Елена Весельева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД. Чтение сказки в подготовительной группе К. Паустовского «Теплый хлеб»
Цель: Познакомить детей с сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб».
Задачи:
-развивать умение внимательно слушать чтение, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь;
-отвечать на вопросы предложениями из текста.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Чтение сказки К, Г, Паустовского „Теплый хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Паустовский К. Писатель для детей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- «Теплый хлеб» К.Паустовский
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
- воспитывать на примере литературного произведения доброе отношение к животным, людям.
- укреплять артикуляционный аппарат, закреплять умение четко проговаривать звуки и работать над интонационной выразительностью речи.
Формирование словаря:
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
Методические приемы: игровая ситуация, проблемная ситуация, мотивация, сравнение, чтение сказки, беседа по содержанию сказки, самоконтроль, поощрение.
Предварительная работа: загадки о хлебе, беседы о доброте, чтение рассказов о животных, игра «Что такое хорошо, что такое плохо» (о нравственных качествах человека)
Материалы и оборудование: блюдо с ароматным свежим хлебом, покрытым полотенцем, колосок, ноутбук, проектор.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам вновь прилетел в гости наш друг осенний листик.
Обьясните мне, ну почему именно осенние листики прилетают в последнее время к нам в гости (ответы детей)
Воспитатель: какой сейчас месяц (ответы детей)
-Назовите все осенние месяцы (ответ детей)
-А какой по счету ноябрь из осенних месяцев (ответ детей)
Получается, это последний месяц, скоро зима, и совсем скоро листьев совсем не останется.
Хоть у нас сейчас не игровое занятие будет, я думаю ему все равно все понравится.
Сегодня я прочитаю вам сказку, а потом мы с вами побеседуем по ее содержанию.
- Ребята, вы любите сказки?
-Какие бывают сказки? (авторские, народные).
-Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки).
-Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
есть волшебство, то. (волшебная);
есть добро, то… (добрая);
есть радость, то… (радостная);
есть загадки, то. (загадочная);
есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
Вот как раз сейчас мы и прочитаем одну мудрую, добрую и поучительную сказку, а в чем ее мудрость мы с вами и выясним вместе!
Перед тем как познакомиться со сказкой, отгадайте загадку
Вот он –тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило, охраняло, берегло!
О чем эта загадка? (о хлебе)
-Да, ребята, одним из даров, выращенных человеком, является хлеб.
Какой бывает хлеб? (Душистый, свежий, мягкий, пышный, вкусный, теплый)
Я не с проста вам загадала загадку о хлебе, в нашей сказке он будет иметь значимое место. Эта сказка называется «Теплый хлеб». Ее написал К. Г. Паустовский
В этой сказке вы услышите некоторые незнакомые для вас слова:
Кавалеристы - род войск, в котором использовалась верховая лошадь.
Что такое окрик? - громкий крик
Что такое ломоть? - отрезанный ножом плоский кусок хлеба
Что такое полынья? - незамёрзшее или растаявшее место на поверхности реки
Что такое околица? - край деревни.
Что такое плотина? – сооружение из земли, камня, железа, бетона и т. п.,
Водяная мельница? -Механизм, приводимый в действие потоком воды, протекающим через водяное колесо для размола зерна.
Чтение : К. Паустовского «Теплый хлеб»краткое содержание.
Физминутка:
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Вправо, влево поворот,
Три наклона, встать опять.
Руки вниз и вверх поднять.
Плавно руки опустить
Всем улыбки подарить.
Вопросы по содержанию к сказке.
- Где происходит действие сказки? (в Бережках)
- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
- Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
-Как поступил Филька, когда конь потянулся к куску хлеба? (ударил коня по губам, бросил хлеб на снег)
- Что изменилось в погоде после этого? (метель, сильный мороз) Да, природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конём.
-Как вы думаете, почему это случилось?
-оцените поступок мальчика.
-Почему испугался Филька после рассказа бабушки?
- Почему на эту деревню 100 лет назад упал такой же лютый мороз, заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады
(Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
Кто был свидетелем разговора? (сорока)
- Как произошло примирение Фильки и коня?
Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
-Что конь сделал после того, как съел хлеб?
-Почему сердилась сорока?
-Каким вы увидели главного героя сказки — Фильку «молчаливым, недоверчивым, грубым»
- Чему учит нас сказка «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)
- Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».».
Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни.
Как вы думаете, осознает ли Филька, что сделал?
-Как изменился Филька, узнав, что из за него может погибнуть от холода и голода вся деревня? (Филька придумал как спасти деревню от голода и холода. Вся деревня помогла Фильке скалывать лед и помириться с конём).В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину. В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Паустовский учит нас не совершать плохих поступков.
Рефлексия:
-Как называется сказка?
-Кто ее написал?
- Ребята, скажите, что больше всего запомнилось из сказки?
Чему учит сказка К. Паустовского «Теплый хлеб»?