Ольга Гриневич
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Рассказывание по картине. Дифференциация звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказывание по картине. Дифференциация звуков
Задачи. Звуковая культура речи : учить детей дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные; подбирать слова с определенными звуками; подбирать короткие и длинные слова;
связная речь: учить использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа (начало, середина, конец).
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Материал. Парные карточки на звуки с—з, ш—ж, в— ф, г—к, т—д; картина «Друзья» («Звучащее слово», автор Г. А. Тумакова).
Ход занятия
На столе перед каждым ребенком лежат две картинки Примерный набор картинок : санки-зайцы, сапог-звонок, собака-замок, самолет-зонт (на звуки с и з, шуба-жук, шар-жаба, шапка-жираф, шкаф-желудь (на звуки ш и ж); ваза-флаг, валенки-фартук, вагон-фонарь (на звуки в, ф) курица-гусь, кот-галка, кошка-голубь, картофель-глобус (на звуки г, к, трава-дрова, топор-дом, тыква-дыня, танк-душ (на звуки т, д, банка-пальто, булка-платье, бублик-пуговица, ботинки-поезд (на звуки б, п).
Воспитатель показывает две картинки : санки и зонт. Дети называют предметы. Потом определяют, какой звук первый в слове санки и какой — в слове зонт. Воспитатель предлагает послушать, как звучат звуки з, с. Указывает, что звук с произносится глухо, а звук з — звонко (с участием голоса).
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть свои картинки. Те, у кого есть картинки с предметами на звук с, должны поднять руку. Вос
питатель спрашивает, как произносится этот звук — с голосом или без голоса. Аналогичное задание дается и в отношении слов, которые начинаются со звука з.
Такая же работа проводится по звукам ш и ж (воспитатель показывает картинки с изображениями шубы и жабы, предлагает детям назвать начальные звуки и определить, какой из них произносится звонко, а какой — глухо, и т. д.).
Далее воспитатель предлагает детям сказать, названия каких предметов начинаются с глухого согласного и каких — со звонкого. Допущенные ошибки исправляются путем выделения первого звука из слова и проверки его на наличие звонкости (тыльная сторона руки прикладывается к горлу).
Далее проводится игра-сказка, насыщенная разного рода заданиями на угадывание слов. Воспитатель показывает картину «Друзья» и рассказывает :
— Повез однажды шофер Еж Ежович трех друзей — Кота, Петуха и Медвежонка — в город за игрушками. Друзей звали так: у кота в имени был звук и. Кто догадался, как его звали? (Тишка, Мурзик.) А в имени Медвежонка был звук л. Как звали Медвежонка? (Михаиле, Малыш, Косолапый.) А Петуха звали так, что в его имени слышался звук т. Звук т какой, глухой или звонкий?. Какое имя подобрать Петуху? (Петрушка, Петушистый, Голосистый.)
— Едут-едут Тишка, Михаиле, Голосистый по лесным полянкам и песни распевают. А вокруг ягод видимо-невидимо. А названия ягод были длинные. Что это были за ягоды? (Земляника, брусника, ежевика, голубика.)
— На одной из полянок друзья встретили двух змеек. В названии одной было мало звуков и только одна часть (уж, а в названии второй змейки было три части, три слога (гадюка, медянка).
— Въехали зверята в город. Название этого города состояло из трех частей (Коломна, Калуга.). (Если дети называют город, в названии которого два слога, воспитатель предлагает определить, сколько частей в этом слове.) Друзья зашли в магазин игрушек. Кот Тишка купил две игрушки, в названиях которых был звук д. Что же купил Кот? (Удочку, пирамидку, домик, лодочку.) Михайло выбрал для своих братьев-медведей сразу три игрушки, в названиях которых слышался звук м. Какие игрушки выбрал Михайло? (Машину, матрешку.) Голосистый купил игрушку, в названии которой слышались звуки б и р. Что же ему досталось? (Бара-[ бан, рыба, Буратино.) И про Ежа Ежовича не забыли: подобрали для его маленьких ежат веселые игрушки. А их названия были короткими. Что же взяли для ежат? (Мяч, шар.) И поспешили скорее все домой, чтобы затеять веселые игры. Вот ведь какие истории случаются в жизни маленьких зверят!
Воспитатель вызывает группу детей из четырех человек и предлагает им сообща составить рассказ «Друзья». Предупреждает, что сначала им надо договориться, кто о чем будет рассказывать, кто начнет, кто продолжит и кто закончит рассказ.