Галина Наконечная
Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: учить детей составлять описательный рассказ по картине; включать в него наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы, подобранные детьми при сравнении лошади с жеребенком; закреплять в игре умения переставлять слова так, чтобы предложения становились понятными, самостоятельно менять порядок слов в предложении; упражнять в отчетливом произнесении скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.
Словарная работа: учить детей подбирать слова, использовать антонимы.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Рассказывание по картине „Лошадь с жеребенком“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Материал: картина «Лошадь с жеребенком».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Молодцы, много видов транспорта назвали. А теперь отгадайте загадку, и мы узнаем, на чем раньше отправлялись в путешествие.
1. Загадка:
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица? … (Лошадка)
- Почему вы так думаете? … (Высказывания детей).
2. Вывешивается картина «Лошадь с жеребенком»
Рассматривание картины. Вопросы:
- Какая лошадь? … (Большая, сильная, длинноногая).
- Какая у нее шерсть? … (Гладкая, блестящая, короткая).
У лошади красивая длинная голова, стоячие уши, между ушами челка, большие глаза, длинная шея, на шее грива. Лошадь большая, сильная, у нее овальное туловище, длинные, стройные ноги с копытами, длинный хвост.
3. Сравнение лошади с жеребенком. Чем они отмечаются?
- Лошадь большая, а жеребенок? … (Маленький).
- Лошадь сильная, а жеребенок? … (Слабый)
- У лошади длинный хвост, а у жеребенка? … (Короткий).
- Что у них общего? … (У жеребенка и у лошади шерсть гладкая, блестящая, короткая, мягкая. У лошади и у жеребенка есть копыта).
- Какую пользу лошадь приносит людям? … (Перевозит грузы, перевозит пассажиров).
Упражнение «Чье это?.»
- Ухо чье? … лошадиное.
- Копыта чьи? … лошадиные.
- Хвост чей? … лошадиный.
- Грива чья? … лошадиная.
4. Физкультминутка "Лошадка"
Цок, цок, цок, цок! (Дети поочередно топают ногами - то одной, то другой)
Я лошадка - серый бок! (Повороты, руки на поясе)
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)
Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива. (Взмахи руками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - серый бок! (Детки кружатся на месте)
Бегут по кругу и возвращаются на свои места.
Составьте рассказ по картине.
Сравните лошадь и жеребенка.
Составление рассказа детьми (2 ребенка)
5. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Лошадка».
«Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею словно лебедь гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей – чёлка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковы стальные.
- Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство!
Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».
Вопросы:
- Как описывается в рассказе конь?
- Какими словами заканчивается рассказ?
Составление рассказа по картине детьми (2 ребенка)
Оценка рассказа
6. Скороговорка: «От топота копыт пыль по полю летит».
- О ком эта скороговорка?
Произнесите скороговорку сначала медленно, потом быстро, затем еще быстрее - (Дети выполняют задание).
Теперь произнесите ее тихо, еще тише, шепотом - (Дети выполняют хором и индивидуально).
7. Игра «Какое слово заблудилось?»
Вызываются пять желающих детей. Каждому ребенку называется слово, каким он будет: очень, лошади, есть, овес, любят. Нужно проверить, как ребята запомнили и правильно ли назвали слова. Затем предложить детям - «словам» по очереди назвать себя.
- Получилось предложение? … (Нет)
Правильно, не получилось, потому что «слова» заблудились, стоят не по порядку, и непонятно, что они говорят про лошадей. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? … (Переставить слова.)
- Какое слово надо переставить?
Дети предлагают варианты перестановки слов. После перестановки каждого слова дети – «слова» последовательно называют себя. Остальные говорят, что вышло, и определяют, получилось ли предложение, стало ли оно понятно.
После «чтения» детьми первого получившегося предложения воспитатель уточняет, что получилось именно предложение, и произносит его.
Затем педагог предлагает из этих же слов составить другие предложения.
Варианты предложений:
- Лошади очень любят есть овес.
- Очень любят лошади есть овес.
- Овес очень любят есть лошади.
Итог: - О ком мы составляли рассказ? На чем раньше отправлялись в путешествие?
Как называются детеныши лошади? Что едят лошади?