Нажия Хажеева
Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения П. Н. Воронько «Лучше нет родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: помочь детям запомнить стихотворение,
обучать выразительно читать его. Развивать слуховое внимание, память.
Воспитывать любовь к родному краю.
Словарная работа: Жура – жура - журавель, облетел, обходил и т. д.
Методы и приемы: приход сказочного персонажа, беседа, использование картинок.
Материал и оборудование: игрушка- журавль, лист бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка, набор картинок по тексту стихотворения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Заучивание стихотворения П, Н, Воронько „Лучше нет родного края“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Предварительная работа: знакомство детей с журавлем (рассказ воспитателя о том, что в старину журавля ласково называли «журой»; показ картин с изображением журавля; беседа)
Ход занятия:
стук в дверь.
Воспитатель: ребята, вы слышали, что кто-то постучался? Сейчас откроем дверь и посмотрим кто там.
Воспитатель подходит к двери, берет в руки игрушку журавля и заходит обратно в групповую комнату.
Воспитатель: узнаете? Кто это?
Дети: Жура-жура-журавель!
Воспитатель: верно, Жура-жура-журавель! Поздоровайтесь с ним.
Дети: здравствуйте!
Журавль (Ж) : здравствуйте, ребята! Какие вы все дружные! Я, журавль, лечу из очень далекой – далекой страны к себе на Родину, а к вам зашел передохнуть. Осенью, когда начались холода, пришлось мне перебираться из моего любимого края в чужую страну, где были совсем другие деревья, люди и животные. Сейчас, когда наступила весна, кругом все потеплело, я наконец-то могу возвратиться к себе домой, в свое родное гнездо. Скажите, а у вас есть свой родной край?
Дети: да.
(Ж) : где же находится ваш родной край?
Дети: в Чувашской республике
(Ж) : а что относится к вашему родному краю?
Дети: села
-города
-леса
-поля
- луга
Воспитатель: верно, ребята говорят к нашему родному краю относятся все деревни, села, города, леса, поля, луга, овраги и т. д., которые находятся на той земле где мы живём. Журавль, а где находится твой родной край?
(Ж) : мой родной край, ребята, тоже находится на Урале. Я очень рад тому, что родился здесь! Однажды вечером на закате дня, когда солнышко закатывалось за гору спать и я вновь увидел нашу природу во всей красе, один уже немолодой человек, украинский поэт, которого звали Платон Воронько, спросил меня: «Где же лучшая земля?» (воспитатель обращает внимание детей на портрет поэта). Недолго думая, я ответил, что нет ничего лучше родного края. Вы не представляете, как он был рад моему ответу, что тут же сочинил стихотворение и прочитал его мне. Называется оно – «Лучше нет родного края».
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
Воспитатель: ребята, вам понравилось стихотворение?
Дети: да.
Воспитатель: мне тоже понравилось стихотворение, которое прочитал журавль. А почему Платон Воронько написал это стихотворение, любовь к чему побудила его написать такие строчки?
Дети: любовь к родному краю
Воспитатель: а как, Саша, автор относится к журавлю?
Саша П. : хорошо, с любовью
Воспитатель: верно, с любовью, лаской. Ребята, вы согласны? А по каким словам в стихотворение можно понять, что автор относится с нежностью и лаской к журавлю?
Дети: журавель.
Воспитатель: ответьте хором на мой вопрос: журавель, облетел он сто земель?
Дети: журавель, облетел он сто земель.
Воспитатель: Катя, журавель, облетел он сто земель?
Катя Д. : журавель, облетел он сто земель.
Воспитатель: Дима, журавель, облетел он сто земель?
Дима Ю. : журавель, облетел он сто земель.
(Ж) : что я сделал?
Дети: облетел, обходил
Воспитатель: правильно. Журавль сто земель облетел, обходил, крылья, ноги натрудил. Знаете ли вы, что означает слово «натрудил»?
Дети молчат
(Ж) : крылья, ноги натрудил – значит утомился от продолжительной, долгой ходьбы, работы крыльями
Воспитатель: Облетел, обходил. Крылья, ноги что сделал?
(Д) : натрудил
Воспитатель: о чем же мы спросили журавля?
Дети: где же лучшая земля?
Воспитатель: а теперь скажите целым предложением.
Дети: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»
Воспитатель: молодцы! Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?». Что же отвечал он, пролетая?
Дети: отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»
Все ли стихотворение нужно читать с одинаковой интонацией, с одинаковым голосом?
Дети: нет
Воспитатель: не все стихотворение нужно читать с одинаковым голосом. А в каком месте голос нужно изменить?
Дети: когда журавлю задают вопросы
- когда журавль отвечает на вопросы автора стихотворения
Воспитатель: а как нужно читать выразительно вопросы? Лена, покажи. Начни: «Мы спросили журавля…»
Лена Д. : Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»
Воспитатель: хорошо, а кто хочет прочитать вопрос еще выразительнее?
Миша: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»
Воспитатель: правильно. Миша прочел вопрос очень выразительно. А как же нужно читать ответ журавля?
Дети: с гордостью
- с достоинством
- радостно
(Ж) : Правильно, последнюю фразу журавля в стихотворение нужно читать с достоинством, радостью, громко, потому что я горжусь тем, что у меня такой замечательный, великолепный родной край! Прочитайте, пожалуйста, мне эти строчки выразительно.
Воспитатель: Даша, прочитай выразительно: «Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»
Даша: отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение еще раз, после чего вы расскажете мне его сами.
Педагог заново читает выразительно стихотворение, предлагает детям рассмотреть картинки по тексту стихотворения. Разбор с детьми очерёдности картинок.
(Ж) : Маша, расскажи мне стихотворение, опираясь на картинки.
Маша читает стихотворение.
(Ж) : умничка, Маша. Все правильно вспомнила, ни одно слово не перепутала и не пропустила. Только нужно было рассказывать стихотворение чуть медленнее и уменьшить силу голоса. Но я знаю, в следующий раз у тебя получится еще лучше.
Педагог совместно с другими детьми прослушивает еще 2 – 3 детей.
Воспитатель: Хорошо запомнили стихотворение. А теперь ответьте еще раз: вы любите свой родной край?
Дети: да!
Воспитатель: тогда давайте нарисуем все рисунки на тему «Мой родной край» и подарим их на память нашему журавлю, чтобы он всегда нас помнил. Нарисуем?
Дети: да!
Воспитатель: тогда берем все листочки бумаги, карандаши и рисуем все, что вы любите в своем родном крае, лес, луг с цветочками и травкой, город, дома, реки – все – все, что вы хотите.
Дети берут бумагу, карандаши, начинают рисовать. В процессе рисования журавль ходит между ними, одобряет их рисунки. Когда все закончат, дети по очереди начинают дарить свои рисунки журавлю. Тот в свою очередь благодарит их, обещает прилететь к ним ещё раз в гости.