нелли грачева
Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» с опорой на мнемотаблицу» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение
И. А. Белоусова "Осень" (в сокращении, используя мнемотаблицу
Задачи:
- формировать у детей умение слушать поэтическое произведение, отвечать на вопросы, поддерживать диалог, используя строки из текста;
- развивать память, наглядно-образное мышление, внимание;
- расширять, уточнять и обогащать словарь детей;
- формировать интонационную выразительность речи, умение читать стихотворение громко и выразительно.
- воспитывать интерес к художественным произведениям, к поэзии;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Заучивание стихотворения И, Белоусова „Осень“ с опорой на мнемотаблицу“ в старшей группе» размещена в разделах
- Белоусова Г. В. Стихи для детей
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- воспитывать заботливое отношение и любовь к природе; умение любоваться красотой природы;
- создать радостную и теплую атмосферу в группе;
- развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность;
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме: «Осень»; рассматривание иллюстраций и репродукций картин русских художников; беседы об изменениях в неживой природе осенью; составление описательного рассказа по мнемотаблице «Приметы осени»; наблюдения на прогулке за изменениями в неживой природе, за изменениями погоды.
Материал и оборудование:
Мультимедийная презентация «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» с опорой на мнемотаблицы, ноутбук, проектор
Раздаточный материал:
Предметные картинки на липучках для дидактического коврика по теме «Осень» (по числу детей)
Ход занятия:
Организационный момент Д/и «Назови ласково»
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови ласково»
(у каждого ребёнка в руках предметная картинка по теме «Осень»).
Посмотрите на свою картинку и назовите слово предмет ласково (слайд № 2).
(воспитатель называет слова: ветка, куст, дерево, ёлка, шишка, рябина, ягода, лес, цветок, трава, гриб, облако, туча, лужа, солнце, а дети называют слово ласково. Воспитатель поощряет детей. Дети проходят на свои места).
- Да, ребята, Осень прекрасная пора! Красота золотой осени вдохновляет художников рисовать картины, композиторов сочинять мелодии, а поэтов писать об Осени стихи.
- Давайте и мы с вами полюбуемся красотой осенней природы! Посмотрите, какую картину нарисовал художник Исаак Левитан (портрет), а называется она «Золотая осень» (слайд № 4). А эта картина называется «Осенний лес», нарисовал её художник Иван Шишкин (портрет) (слайд № 5).
- Вспомним знакомые стихи об осени. Ивана Бунина «Лес точно терем расписной». Алексей Толстой «Осень».
(Воспитатель читает поочерёдно стихи Ивана Бунина «Лес точно терем расписной» и Алексея Толстого «Осень» в музыкальном сопровождении П. И. Чайковский «Времена года. Осенняя песня» (слайд № 6).
Послушайте, ребята, какая грустная мелодия! Это музыкальное произведение называется «Осенняя песня», а сочинил её композитор Пётр Ильич Чайковский (портрет).
Физкультминутка (слайд № 7).
Туча небо кроет, солнце не блестит, (взмахи руками над головой)
Ветер в поле воет, («Рупор»)
Дождик моросит. (взмахи руками перед собой)
Воды зашумели быстрого ручья. (Топают ногами на месте)
Птички улетели («Крылья»)
В тёплые края. (Смотрят вдаль)
(Игра повторяется два раза. После игры, дети проходят на свои места)
Воспитатель: - Сегодня я вас познакомлю со стихотворением другого поэта, зовут его Иван Алексеевич Белоусов (воспитатель показывает портрет поэта) (слайд № 8). Он написал очень много стихов о природе.
- Стихотворение называется «Осень». Слушайте его внимательно, чтобы потом правильно ответить на мои вопросы.
(Воспитатель читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу (слайды № 9, 10, 11)
Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Ветер злой, холодный
Листья оборвал
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Зацветешь опять!
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какое это стихотворение по характеру? (грустное, печальное).
- Правильно, сегодня нам с вами нужно постараться выучить это стихотворение наизусть, а поможет нам в это вот такая мнемотаблица. (слайд № 9). - Послушайте ещё раз первое четверостишье. (Воспитатель читает первое четверостишье с опорой на мнемотаблицу, после прочтения задаёт вопросы, работа с интерактивной доской)
Вопросы: Садик был какой? (весёлый)
Почему садик был веселый? (цвели цветы)
Что изменило веселый садик? (Осенний дождь)
Воспитатель: - Ребята, когда прошел дождь – поэт увидел совсем другой садик и удивился, и даже ему стало грустно. А кто из вас попробует произнести эту фразу в начале с удивлением, а в конце с грустью? (Ответы детей. Воспитатель поощряет детей, предлагает трём детям повторить первое четверостишье самостоятельно).
Воспитатель: -Ребята, послушайте следующее четверостишье. (Воспитатель читает второе четверостишье с опорой на мнемотаблицу, после прочтения задаёт вопросы) (слайд № 10).
Вопросы: А, какой был ветер в стихотворении? (злой, холодный)
Что ветер сделал с листьями в садике? (оборвал)
Правильно, по дорожкам…каким? (грязным)
все их… (разбросал).
Воспитатель: -Ребята, повторяйте вместе со мной. (Дети вместе с воспитателем повторяют второе четверостишье).
(Воспитатель поощряет детей, предлагает трём детям повторить второе четверостишье самостоятельно)
(Воспитатель читает третье четверостишье с опорой на мнемотаблицу, после прочтения задаёт вопросы) (слайд № 11).
Вопросы: - Садик грустный. Спросим его: «Как тебя
утешить, что тебе сказать?» (ответы детей)
- А как вы понимаете слово «утешить?»
(пожалеть, погладить по голове, обнять)
Релаксация.
(Воспитатель предлагает детям погладить друг друга (в парах) по голове, обнять, «утешить»)
Воспитатель: - Ребята, а ещё чтобы утешить можно сказать добрые слова. В последних строчках поэт нас успокаивает, утешает, говорит, что нужно только подождать и «будет всё хорошо?» Повторите, что он говорит? (ответы детей - Жди, весна вернется, зацветешь опять)
Воспитатель: - Ребята, сейчас я начну читать, а вы продолжите. (Дети за воспитателем заканчивают строки третьего четверостишья).
(Воспитатель поощряет детей, предлагает трём детям повторить третье четверостишье самостоятельно)
Воспитатель: - Послушайте всё стихотворение от начала до конца.
Иван Алексеевич Белоусов «Осень». (слайды № 12,13,14).
(слайд № 15). Воспитатель читает с выражение всё стихотворение с помощью мнемотаблицы, предлагает трём детям по очереди повторить всё стихотворение самостоятельно. Поощрение детей).
Воспитатель: (слайд № 16).
- Ребята, как называется стихотворение, которое мы сегодня выучили?
- Кто автор этого стихотворения?
- А что вам больше всего понравилось на занятии?
- Как вы думаете, помогла нам сегодня мнемотаблица?
(Воспитатель ещё раз поощряет всех детей, предлагает вывесить распечатанную мнемотаблицу на магнитную доску, для повторения стихотворения в свободное время).
- Ребята, мне так понравилось, как вы сегодня выразительно и громко читали стихотворение. Что даже захотелось создать «Осеннюю картину», а помогут нам в этом вот эти картинки!
(Сюрпризный момент – игра «Рассказываем истории». Воспитатель предлагает детям наклеить на дидактический коврик предметные картинки и создать осеннюю картину)