Болгова Татьяна
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы «Путешествие в цирк»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Уточнение знаний детей об основных цирковых профессиях
Задачи:
1. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Цирк».
2. Упражнять детей в составлении предложений из двух, трёх, четырёх слов; учить составлять схему к предложению.
3. Упражнять детей в использовании в речи повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации (произношение одной и той же фразы с различными эмоциональными оттенками)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы „Путешествие в цирк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
4. Развитие слогового анализа и синтеза (определение количества слогов
в словах и выделение ударного слога).
5. Совершенствование навыка координации речи с движением.
6. Развитие зрительного восприятия, слухового внимания и мышления.
Ход занятия:
- Какие слова вам приходят в голову, когда вы слышите слово КЛОУН?
(шутки, смех …)
- А где можно встретить клоуна? (В цирке) Любите ли вы цирк? Я тоже люблю цирк. Оказывается, впервые цирк появился более 200 лет назад.
- А каких артистов цирка вы знаете? (клоуны – Олег Попов и Юрий Никулин, дрессировщик кошек – Юрий Куклачёв, дрессировщик тигров – Степан Денисов.
- Кто догадался, о чём мы с вами будем сегодня говорить? (Да, темой нашего занятия будет цирк)
Послушайте стихотворение: В цирке всем без исключенья
Поднимают настроенье!
Ждут вас циркачи и звери,
В цирк для всех открыты двери.
Там собака с кошкой дружит,
В танце слон огромный кружит.
В цирк! Вперёд за чудесами!
И увидите всё сами.
- Сейчас мы тоже отправимся в цирк. А эти замечательные клоуны помогут нам совершить это путешествие. Знакомьтесь, имена клоунов написаны на их воздушных шарах. (появляются картинки с изображением двух клоунов с воздушными шарами в руках, на которых нарисованы схемы слов с указанием ударного слога. Ударный слог на схемах показан с помощью значка ударения.)
- Глядя на схемы слов, угадайте, кто из них Миша, а кто Антон? (дети определяют как зовут клоунов ориентируясь на то, что в имени Миша ударным является первый слог слова, а в имени Антон – второй.)
Далее все вопросы к детям задаются от имени клоунов.
- А как называется в цирке место, где выступают артисты? (цирковая арена)
- Что делают на арене клоуны? Да, у клоуна самая тяжёлая работа в цирке. Нелегко рассмешить публику. А если клоуну на самом деле грустно. Но представление началось, и надо выходить на арену развлекать зрителей. Клоун должен многое уметь делать. У наших клоунов на ногах роликовые коньки. Они умеют ездить на коньках, кувыркаться, ходить на руках и даже показывать фокусы.
Клоун веселит ребят,
Крутится, как акробат,
Как жонглёр мячи кидает,
И под куполом летает.
Если в цирке хохот, смех –
Это клоуна успех.
- У клоуна в запасе много шуток. На его лице весёлая маска. Клоун может заплакать, показывая, что ему грустно. Для этого в маске есть специальные трубочки. Из них льётся вода. Вот так и получаются слёзы. Все понимают, что они не настоящие …
- Кто из вас знает, как называется летний цирк? (шапито) Кто был в шапито? Что запомнилось? Найдите рисунок этого цирка на картинке (воспитатель демонстрирует несколько изображений).
- А кто начинает представление и самый первый приветствует зрителей? Да, это ведущий, КОНФЕРАНСЬЕ. Давайте повторим это слово и запомним его.
- Итак, конферансье открывает программу словами:
Всем друзьям на удивленье
Начинаем представленье
- Как он говорит эти слова? (громко). А почему?
- Мы всегда так говорим в жизни? (Нет, так мы говорим, когда радуемся, восхищаемся)
- Давайте составим схему предложения ПРЕДСТАВЛЕНЬЕ НАЧИНАЕТСЯ (дети выкладывают схему этого предложения на столе с помощью полосок)
- Сколько слов в предложении? Назовите первое слово предложения, назовите второе.
- Посмотрите внимательно на мою схему, какой знак стоит в конце предложения? (восклицательный). Что он означает? Как будем произносить предложение? (да, с восхищением, громко и радостно). Давайте произнесём «ПРЕДСТАВЛЕНЬЕ НАЧИНАЕТСЯ!» (воспитатель просит произнести предложение отдельных детей)
- А теперь произнесите это предложение обычным голосом. Какой знак должен быть в конце такого предложения? (точка)
- А как мы произнесём это предложение, если в конце будет стоять вот такой знак? (вопросительно, как бы спрашивая – ПРЕДСТАВЛЕНЬЕ НАЧИНАЕТСЯ) Давайте произнесём все вместе.
- Наши клоуны сообщают о том, что преставление, действительно начинается! А вот кто будет выступать на нашем представлении вы сейчас попробуете отгадать.
- Как называют артистов, которые ходят по канату? (канатоходцы)
- А кто поднимает на арене цирка тяжёлые предметы? (атлеты- силачи)
- Кто умеет подбрасывать и ловко ловить разные предметы? (жонглёр)
- Какими предметами может он жонглировать?
Жонглёр бросает блюдца,
А они не бьются!
- А как называют тех, кто выступает в цирке с животными? Да, это дрессировщики. А как назвать их по – другому? (укротители). Каких животных они укрощают? (тигров, львов) Что можно увидеть в руках у дрессировщиков животных? (Да, это кнут или плётка). А каких ещё животных можно увидеть в цирке? (Верно, это слоны, шимпанзе, медведи, лошади и даже моржи). Давайте, посмотрим на картинках.
За бананы и за манго
Шимпанзе станцуют танго.
Морж усатый за сардинку
Носом кинет мяч в корзинку.
А такое вы видали!
Жмут медведи на педали!
Мчатся на велосипеде
Браво! Молодцы, медведи!
- А как называют артистов, которые вытаскивают из шляпы голубей или зайцев? (фокусники)
Шляпу фокусник снимает
И оттуда вынимает:
Зайца, парочку котов,
Шарик и букет цветов,
Километры лоскутков,
Лент и носовых платков.
- Во что одет фокусник? (одет во фрак, на голове шляпа – цилиндр, на руках белые перчатки. Надо сказать, что цилиндр у фокусника только кажется маленьким. На самом деле, в нём может поместиться всё что угодно.
Циркачи – народ солидный :
Фрак, перчатки и цилиндр …
- Давайте сейчас немного отдохнём.
Речь с движением:
Весёлый цирк у нас в гостях. Дети «перебрасывают шарики»
Жонглёр бросает шарики. из одной руки в другую.
И клоун зрителей смешит Дети приставляют большой палец
Смешит больших и маленьких руки к носу и шевелят остальными
пальцами также, как дразнил
Карабаса Буратино
Вот на канате акробат Вытянуть прямые руки в стороны и
Раскинул руки в стороны «качать» руками – одна верх, другая
вниз
Силач старается поднять Дети имитируют подъём гирь
Стальные гири новые руками вверх - вниз
- А что это в руках у фокусника? (Да, это волшебная палочка)
И наши клоуны предлагают сыграть нам в игру «Волшебная палочка».
Давайте встанем в круг и, передавая друг другу волшебную палочку, будем перечислять слова относящиеся к теме «Цирк» (жонглёры, эквилибристы, воздушные гимнасты, конферансье, арена)
- Да, в цирке всегда особая атмосфера. Это атмосфера ожидания чуда. Какие неречевые звуки наполняют цирк? (рычание тигров, цоканье копыт лошади, звук колокольчиков, а ещё аплодисменты благодарных зрителей)
- Какие звуки речи можно услышать от зрителей в цирке? (Звуки восторга, такие как «Ого! Ах! Ух - ты!»)
- А какие слова кричат зрители, когда артисты очень хорошо выступают? (Браво! Браво!)
- А сейчас клоуны просят вас составить предложения из 3 - 4 слов по этим картинкам.
• Из – за кулис вышел укротитель.
• Укротитель щёлкнул кнутом и лев перепрыгнул с тумбы на тумбу.
• Фокусник выпустил из цилиндра трёх голубей.
• Тигр прыгает через огненное кольцо.
• Медведь едет по арене на мотоцикле.
• Наездница скачет на белой лошади.
- А теперь закончите моё предложение: «Как я люблю смотреть … (цирк) !». Какой знак должен стоять в конце этого предложения? Какие новые слова вы узнали сегодня на занятии? Кто из вас захотел побывать на настоящем представлении?
Подведение итогов. Рефлексия.
- Мы с вами совершили удивительное путешествие. Наше занятие подходит к концу, а за хорошую работу на занятии Миша и Антон дарят каждому из вас воздушный шарик.