Елена Владимировна Пироговa
Конспект занятия по развитию речи «Игра в писателей-сказочников» (творческое рассказывание)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Творческое рассказывание «Игра в писателей-сказочников»
(старшая группа)
Цель: Создание условий для творческой речевой активности детей при помощи сказочного материала.
Задачи:
1. Формировать умение связывать в одну сюжетную линию выбранные объекты, составлять сказочный текст, работая в группах.
2. Развивать интерес детей к творческому рассказыванию.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Игра в писателей-сказочников“ (творческое рассказывание)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
3. Закреплять умения детей выделять звук в слове, делить слова на слоги, составлять предложения.
4. Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.
Оборудование и материалы:
Магнитная доска, сказочные герои на магнитах, схемы для составления сказок, книга с пустыми страницами, 3 мольберта.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(дети входят в группу, встают в круг на ковре)
В: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте покажем, как мы приветствуем друг друга.
- Здравствуй, небо! (руки поднимают вверх)
- Здравствуй, солнце! (руками над головой описывают большой круг)
- Здравствуй, земля! (плавно отпускают руки на ковёр)
- Здравствуйте, все мои друзья! (все ребята берутся за руки и поднимают их верх)
(дети проходят на стульчики напротив магнитной доски)
2. Мотивационный этап.
В: Ребята, я сегодня пересматривала книги в нашем книжном уголке и нашла несколько красивых книг под рубрикой «10 сказок малышам». Эти русские народные сказки нам хорошо знакомы, некоторые из них вы знаете наизусть, их читали вам мамы и бабушки, когда вы были совсем маленькими. Я подумала, что мы могли-бы подарить эти книги ребятам из пятой группы, ведь они ещё маленькие и им они сейчас пригодятся.
- Вы согласны со мной? Давайте вспомним, какие сказки живут в этих книгах, а потом пойдём в гости к малышам.
Игра «Угадай и назови»
(воспитатель читает загадку, дети угадывают название сказки и определяют заданный воспитателем звук в названии сказки)
Если б Петя-простота не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за тёмные леса. (Кот, петух и лиса)
- Сколько слов в названии сказки?
- Какой первый звук в слове «кот»?
Девочка зашла в избушку,
Видит,стоит стол, три стула.
На каждом стуле посидела,
Мишуткину похлёбку съела. (Три медведя)
- Какой первый звук в слове «медведь»?
- Сколько слов в названии сказки?
Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примёрз и в результате, он остался без хвоста. (Лисичка-сестричка и серый волк)
- Какой звук последний в слове «волк»?
- В каких словах в названии этой сказки есть звук «р»?
Мама деточек учила,
Дверь чужим не открывать.
Не послушались детишки
И попали волку в пасть. (Волк и семеро козлят)
- В каких словах, в названии этой сказки, живёт звук «л»?
Сказку ты, дружок, послушай.
Мышка серая, норушка, вышла в поле погулять,
Сладких зёрен поискать.
Видит: дом-домок,
В чистом поле- теремок. (Теремок)
- Какой первый звук в слове «теремок»?
- Какой звук в конце слова?
Дед да баба жили вместе с внучкой Машей,
Доброй, умной и послушной.
Как-то раз пришли подружки,
В лес зелё ный стали звать:
Грибы ягоды искать. (Маша и медведь)
- Какой звук в конце слова «медведь»?
Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –
Дело было на Руси, стариков про то спроси.
Жили-были дед да баба, жили они с птицей рядом.
Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила,
И снесла та птица-то яйцо… (Курочка Ряба)
- Сколько слов в названии сказки?
- В каком слове есть звук «б»?
В: Молодцы, ребята, русские народные сказки вы знаете!
- Почему их называют народными?
- Кто сочиняет авторские сказки? (писатели-сказочники)
- Кто рисует картинки к сказкам? (художники)
4. Проблемная ситуация.
В: В этих книгах очень красивые картинки, они понравятся малышам.
(воспитатель открывает книгу, а в ней нет ни сказок, ни картинок, все страницы чистые)
- Ребята, а где же все сказки и картинки с героями сказок (на доске)
- Верно, вот куда сбежали все сказочные персонажи и все смешались, теперь не разобраться где какая сказка!
- Как же мы подарим пустую книгу малышам?
- Давайте подумаем, как решить эту проблему? (дети предлагают свои варианты)
- Вы правильно говорите, давайте сами станем писателями-сказочниками и сочиним новые сказки со старыми героями, вот малыши будут рады!
В: Труд писателей-сказочников серьёзный и ответственный и перед началом работы нужно отдохнуть.
5. Физминутка по сказке.
(дети встают в круг на ковре)
Вот по сказке мы гуляли.
И, конечно же, устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше в сказку мы пойдём.
Предлагаю отправиться в сказку «Три медведя».
Три медведя шли домой (ходьба на месте)
Папа был большой-большой, (поднять руки вверх, встать на носочки)
Мама с ним, поменьше ростом (руки согнуты в локтях перед грудью)
А сынок – малютка просто (присесть)
Очень маленький он был, (покачивания из стороны в сторону)
С погремушками ходил. (как-бы погреметь погремушками)
6. Сочиняем сказку.
В: Уважаемые писатели-сказочники, приступим к творчеству!
- Из каких частей состоит сказка? (зачин, основная часть, концовка)
(воспитатель обращает внимание детей на таблицу на доске «Композиция сказки»)
- Что такое зачин? Как начинаются сказки? (воспитатель начинает выстраивать на доске схему для сочинения сказки)
- О чём нужно говорить в основной части? (середина самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями, то есть место и время, что случилось, кто помог)
- Что такое концовка сказки? (в ней рассказывается о том, чем всё закончилось)
- Какими словами заканчиваются сказки?
(воспитатель ещё раз акцентирует внимание детей на схеме)
В: Чтобы сказок получилось много, мы поделимся на три творческие группы. У кого стульчик с цифрой «1» подходят к мольберту с цифрой «1». У кого стульчик с цифрой «2» подходят ко второму мольберту. У кого стульчик с цифрой «3» подходят к третьему мольберту.
- Как нам поделить героев сказок? (указывает на героев на доске, дети предлагают)
В: Давайте поделим названия всех героев на слоги, герои в названии которых 1 слог пойдут на 1 мольберт, с двумя слогами на второй, три слога- третий. Приготовьте ладошки, будем отхлопывать слоги.
В: Уважаемые писатели-сказочники, у вас есть герои вашей сказки, есть предметы к сказке, есть схема-помогалочка, осталось сочинить саму сказку. Вы можете совещаться друг с другом и предлагать свои варианты коллегам. Творческих вам успехов! (дети работают у мольбертов, передвигают героев, воспитатель подходит, оказывает помощь, даёт советы)
В: Уважаемые сказочники, ваше время истекло, прошу занять свои места на стульчиках.
Давайте послушаем какие сказки у вас получились, а я запишу их в нашу пустую книгу. (желающий ребёнок от группы выходит и рассказывает свою сказку, воспитатель делает вид, что записывает)
- Молодцы, сказочники. У вас получились интересные сказки. Осталось только нарисовать картинки к вашим сказкам и можно идти к малышам в гости. Я думаю им очень понравятся ваши сказки!
7. Рефлексивный этап.
- Ребята. Зачем мы сочиняли сказки?
- Важна ли для вас эта работа?
-Что было самым трудным?
- Почему?
Я хочу вам пожелать, чтобы вы выросли такими же удачливыми, как Иван-царевич, добрыми, как Емеля, трудолюбивыми, как Золушка, находчивыми, как Кот в сапогах.