Кобзева Людмила Александровна
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Зима» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте по теме «Зима» для детей подготовительной группы
Задачи:
Образовательные:
• Актуализировать предметный и глагольный словарь по теме «Зима»;
• Расширить и активизировать словарь детей, совершенствовать навык чтения;
• Закрепить умение определять количество слогов в слове, понятие твердые и мягкие согласные, ударение в слове;
• Формировать навыки составления предложений из слов;
• Развивать графические навыки;
• Формировать умение находить синонимы к словам.
Развивающие:
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Развивать психические функции: память, мышление, внимание;
• Развивать умения высказываться, обосновывать свои ответы, развивать связную речь;
Воспитательные:
• Совершенствовать умения внимательно слушать и слышать педагога;
• Формировать навыки самоконтроля;
• Формировать предпосылки к учебной деятельности.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Педагог начинает занятие с вступления:
Снег кружится и летает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом укрывает
И деревья и дома.
Падает, падает снежок
Начинаем наш урок.
Ребята, посмотрите сколько у меня снежинок, да все разные, удивительно красивые! Видите, на некоторых из снежинок есть буквы, давайте найдем такие снежинки и составим из этих букв слово, тогда мы узнаем, чему будет посвящено наше занятие.
(Дети выкладывают слово «Зима» из снежинок на магнитной доске.)
Правильно, дети, сегодня мы поговорим о времени года «Зима».
2. Звуковой анализ слова.
Дети, назовите помощников Зимы, какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
Декабрь у нас сегодня в гостях. (Показ изображения «Декабря» из дидактического пособия «Времена года»)
Декабрь зиму начинает, говорят в народе. Хмурый месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается очень рано.
Давайте разберем слово по звукам, сделаем его анализ. (фронтальная работа, один ребенок выкладывает слово из букв, а второй ребенок делает звуковой анализ, а третий ребенок – поставит ударение)
Д Е К А Б Р Ь
Вопросы к детям:
- Сколько букв в слове? (7)
- Сколько звуков(6)
- Сколько слогов(2)
-Сколько гласных звуков(2)
-Сколько согласных звуков(4)
- Почему количество букв не совпадает с количеством звуков в слове?
- Как узнать, где поставить в слове ударение? (надо слово «Позвать» и какую гласную мы проговариваем протяжно, туда и ставиться ударение)
3. Упражнение: «Продолжи предложение»
Все люди по- разному относятся к зиме. Одним она нравится, другим - нет.
Давайте расскажем про свое отношение, продолжая предложения:
- Я люблю зиму, потому что….
- Я не люблю зиму, потому что….
- Больше всего зимой я люблю…
- Зимой я с родителями (с мамой, с папой…
4. Упражнение «Читаем по слогам» (использование ИКТ)
Педагог, предлагает детям видео с ютуба, где дети читают по слогам «Зимние слова»
5. Физминутка «Снежки»
Раз, два,три, четыре
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий,
Очень гладкий.
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем.
Три – уроним,
И ….поймаем.
6. Упражнение «Объясни значения слов»
Месяц декабрь хочет у вас, дети, узнать значение зимних слов:
Снегопад – это…. выпадение снега, сугроб – это… наметенная ветром большая снежная куча, гололед – это…ледяная поверхность,
вьюга - это…. снежная буря, метель – это…. сильный ветер со снегом и т. д.
7. Упражнение: «Найди спрятанные зимние слова».
Декабрь поясняет, что на полосках он спрятал слова, нужно их найти и подчеркнуть.
Пример полоски:
оснегшметельывьюгадсугробфжсанкицилёдзглыжибч
8. Упражнение: «Подбери похожие по смыслу слова»
Прочитать слова в левом столбике, найти подходящее по смыслу слово из правого столбика и соединить линией: (индивидуальное задание)
ХОЛОД. СВЕРКАТЬ
МЕТЕЛЬ. ЗАДОРНЫЙ
БЛЕСТЕТЬ. МОРОЗ
ВЕСЕЛЫЙ. ВЬЮГА
9. Игра «Слова рассыпались»
Декабрь предлагает из рассыпанных слов составить предложения:
- НАСТУПИЛА, ХОЛОДНАЯ, ЗИМА, СНЕЖНАЯ
- СНЕГ, ПУШИСТЫЙ, ВЫПАЛ, БЕЛЫЙ
- ПОЗЕМКА, УЛИЦЕ, МЕТЕТ, ПО
- ПОКРЫЛАСЬ, ЛЬДОМ, ТОЛСТЫМ, РЕЧКА,
- ОКНЕ, МОРОЗ, УЗОР, ТОЛСТЫМ, РЕЧКА
10. Графическое задание: «Обводим снежинку» (на усмотрение педагога)
Декабрь прощается с детьми и спрашивает, что понравилось на занятии.
Использованная литература:
- Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. / -М. : Айрис- пресс, 2009
- Куцина. Е., Созонова Н. Готовимся к школе. Учимся рассказывать о временах года (для детей 5-7 лет).- Екатеринбург, 2014
-Демонстрационный материал. Беседы по картинкам. 12 месяцев. / «Ранок», 2008