ольга кулакова
Конспект занятия по развитию речи «Осень» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме : «Осень» у детей старшей группы
Задачи: 1. Продолжать работу над развитием понимания детьми словообразования и обогатить словарь детей существительными : предзимье, листобой, грязник.
2. Познакомить со старинными русскими названиями осенних месяцев – сентябрь, октябрь, ноябрь, помочь понять содержание их, запомнить.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осень“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным (слова-признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какое? Какая? Какие).Упражнять в притяжательных прилагательных(«Чей,чьи?»)
Предварительная работа
Чтение сказок: «Медведь и мужик», «Вершки и корешки». Дидактические игры по словообразованию «Какой? Какая? Какое?», «Найди лишний», «Один-много», «Весёлый счёт».Экскурсия в осенний парк, наблюдения сезонных изменений в природе осенью. Рассказывание по сюжетным картинам «Осень».
Методы и приемы: дидактическая игра, речевая подвижная игра, психогимнастика, показ, объяснение.
Материалы: сюжетные картинки с изображением осенних признаков; кленовые листья, кадушка,боченок.
Ход занятия
Воспитатель:- Ребята, к нам сегодня в гости залетел листик. Интересно почему он к нам залетел (Потому что наступила осень).
В:-Как вы думаете от какого дерева этот листик оторвался (Клена)
В:- Листья каких деревьев вы знаете (Березовые,рябиновые,дубовые,осиновые)
В:-Сейчас мы поиграем с кленовым листочком.
Речевая подвижная игра (малой подвижности) в кругу с осенним листочком :
Цель: совершенствование у детей умения подбирать слова-признаки
«Ты лети, лети, листок
Не по пням, не по дорожкам, а по детским по ладошкам.
Как в ладошки попадешь, слово об осени возьмешь»
В: - Какая осень? (золотая, красивая, холодная)
-Какое осенью становится небо? (хмурым, пасмурным, серым, низким, угрюмым)
-Какие осенью листья? (Желтые,красные,оранжевые,листья стали сухими, потемневшими)
-Какие осенью гроздья рябины? (красивые, спелые, багряные)
-Какая осенью вода в озере? (Чистая, прозрачная, холодная, замерзшая)
В: - Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
В:- В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.
В: - Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)
В:- ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.
В: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой).
-И получилось какое слово? (листобой)
-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)
-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). - НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.
В: - Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше)
-Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.
-Какое знакомое слово слышится? (Зима).
-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Это время перед зимой).
Психогимнастика
Цель: развитие у детей психомоторных функций, умения применять эмоциональные состояния.
«Дождь стучит по мокрым крышам Дети стучат пальчиками одной руки по ладошке другой
Ветер всю листву сорвал. Дуют
Знать, сентябрь из дома вышел Пальчики «идут» по ладошке
Разворчался, осердчал» Хмурятся.
В: -Осень в народе называли «Осень – припасиха»—время, когда люди собирали урожай и делали себе припасы на зиму. Как вы думаете какие припасы на зиму делают люди (Солят капусту, огурцы, помидоры. Маринуют салаты из овощей, варят компоты из фруктов и ягод).
-А что еще варят из ягод (Варенье)
Дидактическая игра «Какое варенье?»
Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к именам существительным)
Варенье из клубники- клубничное
Варенье из крыжовника – крыжовничное
Варенье из черники – черничное
Варенье из брусники – брусничное
Варенье из ежевики – ежевичное
Варенье из голубики – голубичное
Варенье из малины – малиновое
Варенье из вишни – вишнёвое
В: -Раньше варенья не варили. Для варенья необходим сахар, а он в был очень дорогой. Поэтому ягоды просто сушили, а некоторые виды (бруснику, клюкву) мочили - заливали водой. Моченые ягоды могли стоять в деревянных кадушках (показ) до самой весны и не портится. Вместо сахара добавляли мед! Хранили мед тоже в туесках и бочонках. (показ)
В:- Ой, ребята, а где же наш кленовый листочек? Наверное, спрятался куда-то. Давайте поищем его (Дети ищут и находят за шторой на подоконнике)
В:- Да он здесь не один, а со своими друзьями!А, давайте посчитаем сколько их ( Дети считают:- Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев,десять кленовых листьев)
В:- Ребята, вы сегодня молодцы! Давайте вспомним и расскажем кленовым листочкам о чем мы сегодня говорили? (Высказывания детей)