Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Малые фольклорные жанры. Составление рассказов

Ольга Перова
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Малые фольклорные жанры. Составление рассказов
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему :

«Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».

Цель:

1. Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы, Малые фольклорные жанры, Составление рассказов» размещена в разделах

2. Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к словам из своего рассказа.

3. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству.

Оборудование: презентация по теме.

Ход занятия:

       1. Беседа.

–       Ребята, у каждого народа на Земле существует устное народное творчество. Мы постараемся с вами дать значение этому выражению.

Устное, так как тот или иной жанр передавался «из уст в уста». Мама пела колыбельные песни своему малышу, рассказывала сказки.

Сказки, потешки, пословицы, поговорки народ не записывал, их запоминали, когда рассказывали или пели друг другу, и так продолжалось из поколения в поколение.

Народное, так как автором сказок, песен, пословиц, поговорок был народ. Люди умело вставляли в свою речь пословицы, поговорки, слагали колыбельные песни, частушки.

Творчество; красивая, напевная русская речь, которая лаконично изображала жизнь народа — все это можно назвать только одним словом творчество.

2. Сообщение темы занятия.

–       Сегодня мы с вами раскроем смысл пословицы  «Куй железо, пока горячо» и поговорим о других пословицах, в которых говорится о людях труда и о труде.

3. Сообщение воспитателя.

В старые добрые времена, когда не было машин, основным транспортом были лошади. Лошадей надо было подковывать, чтобы защитить их копыта, а для повозок делали колёса и спицы. В каждом поселении была своя кузница, и работал в ней кузнец. Это был очень уважаемый человек в деревне. Кому лошадь подковать, кому серп и косу сделать, кому новую кухонную утварь. Молодой девице красавице, для приданного, новый красивый сундучок, а зажиточному мужику ворота новые, крышу на дом железную, да на крышу флюгер в виде петуха, чтобы вертелся во время ветра всей деревне на зависть.

Много у кузнеца в деревне работы, и вся она тяжелая да неотложная. Железо - металл твердый, и для того чтобы кузнец сделал из него какой-то предмет, металл надо разогреть в печи, затем на наковальне быстро сделать нужную вещь. Если кузнец будет долго возиться, то металл опять остынет и станет непригоден к работе. Нельзя было замешкаться ни на минуту, иначе надо всё начинать сначала, греть печь и калить металл.

Вот люди и стали говорить: «Куй железо пока горячо!», но эта пословица и сейчас актуальна и люди используют её в своей речи в других жизненных ситуациях.

Вопросы для детей :

v Кто такой кузнец?

v Почему кузнец делает свою работу лишь, когда железо еще горячо?

v Можно ли выковать что-нибудь из холодного железа?

v Когда, в каком случае можно применить эту пословицу?

 4. Вывод: любая работа требует своевременного выполнения.

5. Физкультминутка.   «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова —

Раз, два и готово.

(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

 

 6. Составление рассказа по пословице.

- Послушаете, ребята, я вам расскажу интересную историю.

В большом-большом городе, где много машин и высоких зданий, стояло двухэтажное здание детского сада. На одном из участков играла группа детей. Все были заняты игрой : кто-то лепил из мокрого песка куличики, кто-то играл в доски матери, а кто-то наблюдал за насекомыми. На участке были разбиты клумбы, на которых росли красивые цветы. И никто из детей не задумывался, почему на участке так красиво. Вся эта красота требовала постоянного ухода: необходимо поливать цветы, пропалывать и удобрять их. Ухоженные клумбы — дело рук воспитателей.

В этот день воспитатель аккуратно осматривал клумбы. Вдруг к нему подошел один мальчик:

–Как здесь красиво! - сказал он. – А кто посадил все эти цветы?

- Для того чтобы наш детский сад был похож на сказочную страну, здесь трудятся все: и воспитатели, и дворник, и садовник, и дети, - ответил воспитатель.

–Но ведь все дети сейчас играют, а клумбы все равно остаются красивыми, - сказал мальчик.

–Давай, попросим твоих товарищей, чтобы они потрудились, полили цветочки, - сказал воспитатель.

Ребята дружно взяли лейки и помогли полить цветы.

Когда работа была закончена, воспитатель сказал: - Маленькое дело лучше большого безделья.

7. Работа над рассказом.

- Почему так сказал воспитатель?

- Почему помощь детей - хоть маленькое, но дело?

- Как безделье становится большим?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Пословицы о труде:

v Сделал дело — гуляй смело.

v Терпенье и труд все перетрут.

v Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

v Дело мастера боится.

v Мала пчелка, да и та работает.

v Усердная мышь и доску прогрызет.

v Любишь кататься — люби и саночки возить.

8. Дидактическая игра  «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Горячий — холодный

Трудолюбивый — ленивый

Красивый — безобразный

Ухоженный (сад) — заброшенный

Аккуратно — небрежно

Тяжёлый — лёгкий

 9. Подведение итогов занятия.

Сегодня мы поговорили с вами о пословицах как о жанре устного народного творчества

         Мы выяснили, что пословица «Куй железо, пока горячо» имеет несколько значений. В ней говорится о работе кузнеца, которому напоминают, что из холодного железа ничего не скуёшь. Эту пословицу можно применить также к любой работе, требующей немедленного выполнения.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательных рассказов об игрушках» Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов об игрушках. Цель: учить детей в составлении описательных рассказов.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа о зайце» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа о зайце» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по развитию речи (старшая группа). Составление творческих рассказов «Невиданные космические животные» Конспект НОД по развитию речи (старшая группа)Тема: Составление творческих рассказов: «Невиданные космические животные»[/b] Муниципальное.

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Составление описательных рассказов по набору игрушек» Составление описательных рассказов о насекомых (по набору игрушек) Задачи. Связная речь: учить детей составлять описательные рассказы.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о пчеле» Программное содержание: Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему. Пополнить словарный запас детей по теме: «Насекомые».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательных рассказов о диких животных. Программные задачи: 1. Активировать словарь детей за счет названий диких животных и их детенышей. 2. Упражнять в употреблении существо тельнике.

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.

Малые фольклорные жанры как средство развития звуковой культуры речи Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать.

Малые фольклорные жанры — средства народной педагогики Климовская Татьяна Ивановна, воспитатель, МДОУ «ДС ОВ №27, п. Разумное, Белгородского района Малые фольклорные жанры- средства народной.

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Составление описательных рассказов о петушке, мышке и хлебе» Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Составление описательных рассказов о петушке, мышке и хлебе» Цель: Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Малые фольклорные жанры. Составление рассказов
Опубликовано: 16 января 2017 в 09:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Малые фольклорные жанры. Составление рассказов» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Перова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД