Ольга Перова
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Малые фольклорные жанры. Составление рассказов
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему :
«Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».
Цель:
1. Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы, Малые фольклорные жанры, Составление рассказов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к словам из своего рассказа.
3. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству.
Оборудование: презентация по теме.
Ход занятия:
1. Беседа.
– Ребята, у каждого народа на Земле существует устное народное творчество. Мы постараемся с вами дать значение этому выражению.
Устное, так как тот или иной жанр передавался «из уст в уста». Мама пела колыбельные песни своему малышу, рассказывала сказки.
Сказки, потешки, пословицы, поговорки народ не записывал, их запоминали, когда рассказывали или пели друг другу, и так продолжалось из поколения в поколение.
Народное, так как автором сказок, песен, пословиц, поговорок был народ. Люди умело вставляли в свою речь пословицы, поговорки, слагали колыбельные песни, частушки.
Творчество; красивая, напевная русская речь, которая лаконично изображала жизнь народа — все это можно назвать только одним словом творчество.
2. Сообщение темы занятия.
– Сегодня мы с вами раскроем смысл пословицы «Куй железо, пока горячо» и поговорим о других пословицах, в которых говорится о людях труда и о труде.
3. Сообщение воспитателя.
В старые добрые времена, когда не было машин, основным транспортом были лошади. Лошадей надо было подковывать, чтобы защитить их копыта, а для повозок делали колёса и спицы. В каждом поселении была своя кузница, и работал в ней кузнец. Это был очень уважаемый человек в деревне. Кому лошадь подковать, кому серп и косу сделать, кому новую кухонную утварь. Молодой девице красавице, для приданного, новый красивый сундучок, а зажиточному мужику ворота новые, крышу на дом железную, да на крышу флюгер в виде петуха, чтобы вертелся во время ветра всей деревне на зависть.
Много у кузнеца в деревне работы, и вся она тяжелая да неотложная. Железо - металл твердый, и для того чтобы кузнец сделал из него какой-то предмет, металл надо разогреть в печи, затем на наковальне быстро сделать нужную вещь. Если кузнец будет долго возиться, то металл опять остынет и станет непригоден к работе. Нельзя было замешкаться ни на минуту, иначе надо всё начинать сначала, греть печь и калить металл.
Вот люди и стали говорить: «Куй железо пока горячо!», но эта пословица и сейчас актуальна и люди используют её в своей речи в других жизненных ситуациях.
Вопросы для детей :
v Кто такой кузнец?
v Почему кузнец делает свою работу лишь, когда железо еще горячо?
v Можно ли выковать что-нибудь из холодного железа?
v Когда, в каком случае можно применить эту пословицу?
4. Вывод: любая работа требует своевременного выполнения.
5. Физкультминутка. «Кузнец»
Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова —
Раз, два и готово.
(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)
6. Составление рассказа по пословице.
- Послушаете, ребята, я вам расскажу интересную историю.
В большом-большом городе, где много машин и высоких зданий, стояло двухэтажное здание детского сада. На одном из участков играла группа детей. Все были заняты игрой : кто-то лепил из мокрого песка куличики, кто-то играл в доски матери, а кто-то наблюдал за насекомыми. На участке были разбиты клумбы, на которых росли красивые цветы. И никто из детей не задумывался, почему на участке так красиво. Вся эта красота требовала постоянного ухода: необходимо поливать цветы, пропалывать и удобрять их. Ухоженные клумбы — дело рук воспитателей.
В этот день воспитатель аккуратно осматривал клумбы. Вдруг к нему подошел один мальчик:
–Как здесь красиво! - сказал он. – А кто посадил все эти цветы?
- Для того чтобы наш детский сад был похож на сказочную страну, здесь трудятся все: и воспитатели, и дворник, и садовник, и дети, - ответил воспитатель.
–Но ведь все дети сейчас играют, а клумбы все равно остаются красивыми, - сказал мальчик.
–Давай, попросим твоих товарищей, чтобы они потрудились, полили цветочки, - сказал воспитатель.
Ребята дружно взяли лейки и помогли полить цветы.
Когда работа была закончена, воспитатель сказал: - Маленькое дело лучше большого безделья.
7. Работа над рассказом.
- Почему так сказал воспитатель?
- Почему помощь детей - хоть маленькое, но дело?
- Как безделье становится большим?
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Пословицы о труде:
v Сделал дело — гуляй смело.
v Терпенье и труд все перетрут.
v Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
v Дело мастера боится.
v Мала пчелка, да и та работает.
v Усердная мышь и доску прогрызет.
v Любишь кататься — люби и саночки возить.
8. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Горячий — холодный
Трудолюбивый — ленивый
Красивый — безобразный
Ухоженный (сад) — заброшенный
Аккуратно — небрежно
Тяжёлый — лёгкий
9. Подведение итогов занятия.
Сегодня мы поговорили с вами о пословицах как о жанре устного народного творчества
Мы выяснили, что пословица «Куй железо, пока горячо» имеет несколько значений. В ней говорится о работе кузнеца, которому напоминают, что из холодного железа ничего не скуёшь. Эту пословицу можно применить также к любой работе, требующей немедленного выполнения.