Марина Вальнова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о пчеле»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему. Пополнить словарный запас детей по теме: «Насекомые». Развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание. Воспитывать умение выслушивать своих товарищей.
Демонстрационный материал: Схема описания насекомых, бочонок с мёдом, предметная картинка с изображением пчелы, письмо.
Раздаточный материал: Предметные картинки с изображением насекомых, Карточки для прорисовки.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Составление описательного рассказа о пчеле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: Насекомые, пчелиная, медоносная.
Ход занятия.
1. Игровая мотивация.
Ребята сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил для вас бандероль в которой лежал вот этот красивый бочонок. Давайте посмотрим, что же в нём (пытается открыть). Никак не открывается, ой ребята подождите, я и забыла, ведь к этому бочонку прилагалось ещё письмо. Давайте его прочитаем, может быть в нём написано как открыть этот бочонок. (письмо)
Здравствуйте ребята! Пишет вам дядя Фёдор, пёс шарик и кот Матроскин из деревни Простоквашино. Слышали мы, что в вашей группе многие дети болели простудой. Поэтому высылаем для вас очень вкусное и полезное лекарство. А открыть бочонок и попробовать угощение вы сможете. Когда сами догадаетесь. Что это за лакомство. А догадаться вы сможете если вы добросовестно и активно будете заниматься на занятии. Желаем вам удачи. До свидания ребята. Ваши дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин. – Ну, что ребята хотите узнать и попробовать это лакомство?
- Тогда будьте внимательны. 2. Игра «Четвёртый лишний»
- Сейчас. Я вам покажу картинки, а вы мне скажете, что лишнее картинке и почему?
Клубника, морошка, земляника, гусеница.
Подосиновик, жук, паук, бабочка.
Собака, кошка, корова, божья коровка.
Стрекоза, пчела, комар,
ромашка. (последней показывается картинка, на которой нет лишнего)
- А на этой картинке есть, кто ни будь лишний,
- Тогда скажите, как их можно назвать одним словом (НАСЕКОМЫЕ)
- Давайте скажем вместе (НАСЕКОМЫЕ)
3. Игра «Кто как передвигается?» (показывается по две картинки)
- Скажите кто из этих насекомых как передвигается (например: бабочка - летает, а улитка - ползает)
4. А сейчас сядет на стульчик тот, кто правильно посчитает насекомых. Считать будем на 1-2-5
НАПРИМЕР: У меня на картинке изображена муха. Я считаю, одна муха, две мухи, пять мух. (Молодцы)
5. А теперь. когда мы уже все сидим, я загадаю вам загадку:
Хоть они и жалят больно
Их работой мы довольны (Пчела)
Выставляется картинка пчелы.
Беседа по предметной картине и схеме:
- Кто изображён на картинке?
- Что можно сказать о ней, какая она? (маленькая, трудолюбивая и т. д.)
- Какой звук она издаёт при полёте (- З -)
- Назовите части тела пчелы? (голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног)
- Где живёт пчела? (в улье)
- Как она передвигается (она летает)
- Чем питается? (нектаром цветов)
- Как вы думаете, она приносит пользу или вред природе?
- Что она делает в зимнее время года? (спит)
- Мёд, который вырабатывают пчёлы, чей? (пчелиный)
Давайте скажем вместе – ПЧЕЛИНЫЙ-
- Как называется семья пчёл? (пчелиная)
- Что делает пчела? (носит мёд)
- Как можно назвать пчелу, если соединить два слова: МЁД и НОСИТ (МЕДОНОСНАЯ)
Давайте скажем вместе (МЕДОНОСНАЯ)
6. Физ. мин (улей)
7. Сейчас каждый из вас представит, что он писатель, и сочинит свой рассказ о пчеле. А помогать нам будет в составлении рассказа, вот эта схема (восп. обращает внимание, на схему рассказа)
- Изображённые на ней картинки будут нам подсказывать о чём надо рассказать.
(Примерный рассказ воспитателя с опорой на схему)
Это пчела. Пчела, это насекомое. Она маленькая и трудолюбивая,
а ещё её называют медоносной. У неё есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. Грудка у пчелы жёлтого цвета, а брюшко жёлтое с чёрными полосками. Пчела собирает нектар с цветов. Это её пища. Перелетая с цветка на цветок, она их опыляет. Живёт она в улье, вместе с большой пчелиной семьёй. Людям приносит большую пользу, потому, что пчелиный мёд вкусный и очень полезный.
8. Рассказы детей (3, 4) (итог после каждого рассказа)
9. После всех рассказов подводится общий итог.
- Ребята, чей рассказ вам показался более полным и интересным.
- Все молодцы, давайте похлопаем нашим писателям, они очень старались.
10. Задание за столом, для развития мелкой моторики «Помоги пчёлке собрать нектар с цветка, и отнести его в улей».
11. Итог занятия.
- Ну что, вы догадались, что в этом бочонке. Такое полезное и сладкое? (Мёд)
- Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? (Да)
- Какое задание на ваш взгляд, вам показалось самое сложное?
- А какое задание самое лёгкое?
- Что было для вас самое интересное?
- О ком бы вы хотели узнать на следующем занятии?
Наше занятие закончено. Спасибо вам ребята, мне было очень интересно с вами общаться! (Все дети садятся за стол и угощаются мёдом.