олеся верещагина
Малые фольклорные жанры как средство развития звуковой культуры речи
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего
полноценного развития детей. Чем богаче и
правильнее у ребенка речь, тем легче ему
высказать свои мысли, тем шире его возможности в
познании окружающей действительности,
содержательнее и полноценнее отношение со
сверстниками и взрослыми, тем активнее
осуществляется его психическое развитие. Одна из
сторон речи звукопроизношение, которое лежит в
основе. Формирование правильного произношения –
Публикация «Малые фольклорные жанры как средство развития звуковой культуры речи» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
это сложный процесс, ребенок учится управлять
своими органами речи, воспринимать обращенную к
нему речь, осуществлять контроль за речью
окружающих и собственной. Но у многих детей этот
процесс задерживается. Дефекты сами собой не
исчезают. Но при благоприятных условиях обучения
дети способны самокорекции.
Одним из эффективных средств развития речевой
культуры являются малые фольклорные жанры.
Фольклор интересен своей яркой, доступной,
понятной детям формой. Дети с интересом восхищением пытаются подражать педагогу,
повторять его действие. Повторяя вместе со
взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей,развивается воображения, обогащается речь,эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Чистоговорки, стихи, потешки, загадки, пословицы
считалки, направленные на воспитание звуковой
культуры речи, преследуют цель правильного
использования артикуляции, развитие
фонематического и речевого слуха, четкое
восхищением пытаются подражать педагогу,
повторять его действие. Повторяя вместе со
взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детейпроизношение, улавливание темпа и ритма речи.
Потешки— короткие стишки (реже песенки,
предназначенные для развлечения детей
младенческого возраста и сопровождающиеся
элементарными игровыми движениями: во время
проговаривания или пропевания потешек, их
содержание разыгрывалось с помощью пальцев,
рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру.
Многие песенки и потешки являются удачным
материалом для подвижных игр и импровизаций:Лень-потягота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.
Мишка - топтыжка
По лесу гулял.
Мишка – топтыжка
Малину искал.
Сердится мишка,
Рычит и топочет:
Нету малины,
А кушать он хочет.
Считалка— небольшой стишок, форма жеребьёвки,
с помощью которой определяют, кто водит в игре.
Считалка — элемент игры, который помогает
установить согласие и уважение к принятым
правилам. В организации считалки очень важен
ритм.
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить,
холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и
матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой
сопровождают действия ребёнка, которые он
совершает в самом начале своей жизни. Например,
когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) —
стихотворная короткая весёлая история, которую
рассказывает мама своему ребёнку, например:
Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!
Заклички представляют собой обращение к солнцу,
радуге, дождю и другим явлениям природы, а также
к животным и особенно часто — к птицам, которые
считались вестниками весны. Притом силы природы
почитались как живые: к весне обращаются с
просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму
сетуют, жалуются.
Дождик дождик веселей,
Капай капай не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле гпуще,
Станет травка гуще.