Татьяна Климовская
Малые фольклорные жанры — средства народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Климовская Татьяна Ивановна,
воспитатель,
МДОУ «ДС ОВ №27,
п. Разумное, Белгородского района
Малые фольклорные жанры- средства народной педагогики.
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение.
В последнее время народная педагогика является предметом подлинного научного исследования.
Публикация «Малые фольклорные жанры — средства народной педагогики» размещена в разделах
Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества.
Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры.
Ведущим компонентом народной культуры является - фольклор.
Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Много в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи- своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репку.
От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т. д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии- детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский.
В 60-х г. ХIX в. в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений- П. Бессонова «Детские песни»- был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли свет сборники детского фольклора Е. А. покровского и П. В. Шейна, составившие фундамент теоретических работ.
В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку.
В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам термин, предложенный Г. С. Виноградовым.
В 1960 г. русский детский фольклор изучал М. Н. Мельников.
В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.
Детский фольклор- это произведения самих детей, усвоенный традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.
Детский фольклор- часть народной педагоги, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).
Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.
Художественная форма детского фольклора специфична : для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.
Игра- элемент, психологически необходимый для детей.
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).
Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию физическим действиям (определенным движениям, вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедшие к детям, произведения, сочиненные самими детьми.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.
Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.
Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его иной -бодрый, веселый.
Тра-та-та, тра-та-та
Вышла кошка за кота…
Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Среди прибауток особое место занимают небылицы- перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка- создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:
Где это видано,
Где это слыхано,
Чтоб курочка бычка родила,
Поросенок яичко снес… и т. д.
Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки- с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки- с элементами сюжета, игры («ладушки, ладушки…»; «идет коза рогатая…»). В них появляются перечисления, диалоги.
Прибаутки- это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька- мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…
Однако главная роль прибауток- познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д.
Жеребьевки («сговоры») определяют деление играющих на де команды, устанавливают порядок игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого? наливное яблочко или золотое блюдечко).
Считалка применяется для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Кони считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего посредством случая, с архаичной верой в число и с условной речью, возникшей на основании табуирования чисел.
Заклички и приговорки- генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички- это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы, как и мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу- заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…
Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания.
Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка- это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей : взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую илу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.
Несомненна педагогическая значимость загадок : они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.
По определению Аристотеля, загадка- хорошо сформулированная метафора. В русском фольклоре самый распространенный тип загадок - метафорический. В таких загадках предмет загадывания бытовой, обыденный, загадка поэтизирует его – комар, например, превращается в царя птиц:
Летела птица орел,
Села на престол…
Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличии от «взрослой» загадки, которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом изучения.
Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых идет речь.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы похожи и не похожи на афоризмы- мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.
Поговорка сходна с пословицей, но поговорка- не является полным суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.
Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка- только цветочек, яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.
И теоретики- педагоги, и воспитатели- практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.