Власта Сидорова
Конспект занятия по развитию речи «Сказка на новый лад» для детей с нарушением интеллекта 8–14 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением интеллекта (8-14лет)
Воспитателя ГБУСО КО «Особый ребенок»
В. В Сидоровой
Тип занятия : Закрепление изученного материала, применение ранее полученных знаний в различных ситуациях.
Тема занятия : «Сказка на новый лад»
Цели и задачи :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Сказка на новый лад“ для детей с нарушением интеллекта 8–14 лет» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Новый год. Конспекты занятий
- Новый год. Конспекты по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Образовательные: продолжать формировать и развивать диалогическую форму речи; проводить работу над пониманием содержания сказок, историй, характера персонажей и их взаимоотношений, учить отражать это в ролевой речи. Учить составлять новый сюжет на основе знакомого; формировать умение использовать ранее полученные знания в нестандартных ситуациях; развивать воображение; обогащение и активизация словарного запаса, закрепление в речи названий диких животных, их детёнышей.
Коррекционно-развивающие : развивать мелкую моторику рук, развивать эмоциональную сферу детей, развивать мышление и память, следить за правильной осанкой ребенка во время занятия; развивать пространственные представления, развивать координацию движений.
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение детей друг к другу.
Оборудование: Картинка с изображением старика и старухи, корзиночка, мячик- колобок, муляж косточки, шишка, муляж морковки, муляж яблока, силуэт волка, игрушка- волк (бибабо, прищепки, тарелочка, салфетка, изображение дупла, игрушка-белка, картинки зайца, зайчат развивающая игра «Чей малыш», воротики (4 шт., кочки массажные, игрушка-медведь, мячики малые (по кол-ву пар детей, пластелин, дощечки, салфетки. Предварительная работа: Чтение сказки «Колобок», беседа по содержанию сказки, распределение символов- ролей; игры на развитие эмоций; разучивание физкультминутки.
Ход занятия:
I. Организация деятельности (слайды 2, 3)
– Здравствуйте, ребята! Давайте сядем так, чтобы наша спина была ровной, стул стоял правильно, ноги стояли ровно на полу, руки лежали на столе, а между столом и грудью помещался кулачок. Кто сел правильнее всех?
-Сегодня нам с вами нужно будет много говорить, поэтому сначала мы немного по упражняем наши язычки. Артикуляционное упражнение: «Жил-был язычок» -Жил-был язычок (показать язык) -Любил он бегать,где хотел (водить языком снаружи из стороны - в сторону) -И болтал, что хотел (добавить звук) -Раз язычок поймали (слегка прикусить зубами язык) -За заборчик посадили (спрятать язык за зубы) -На пять замков закрыли (губы вытянуть трубочкой, растянуть в улыбке несколько раз) -На пять оборотов повернули (делать вращат. движения вытянутыми в трубочку губами) -Стал язычок лазейку искать (толкать языком щёки изнутри поочерёдно) В стены биться! -Рухнул заборчик! («Пах!»-с силой выдохнуть) -Освободился язычок, обрадовался(«Ля-ля-ля!») -Но теперь перестал по пустякам болтать. Все готовы заниматься?
II. Актуализация знаний, работа над закреплением (слайды 4-6)
В. - По дорожке мы пойдём, прямо в сказку попадём. 1,2,3,4,5- будем в сказку мы играть! - Посмотрите, какая у меня корзиночка! А в ней ….Разгадаете загадку - узнаете. Загадка: Он по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешён, в печку сажён, на окошке стужён. (Ответы детей. Колобок) Правильно, Колобок!
- Знаете, ребята, такую сказку? -А хотите придумать свою сказку про приключения Колобка? - Тогда начнём её, как начинаются многие народные сказки. Я начну : -Жили-были старик и старуха (Воспитатель показывает на доске картинку, рассказывает диалог деда с бабкой). И пошла старуха колобок лепить. –Давайте покажем, как это делается. Пальчиковая гимнастика:- Быстро тесто замесили, на кусочки разделили. Раскатали все кусочки и слепили колобочки! (Текст сопровождается соответствующими движениями рук)-повторить 2 раза. – И вот наш колобок готов. – Как вы думаете, что с ним произошло? (ответы детей, варианты) Давайте пойдём вместе с нашим колобком погуляем. (Дети встают из-за стола и идут на ковёр, где уже расставлены «кочки» и «воротца») - Мы к лесной полянке вышли, Поднимаем ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветки и пенёчки. Кто высоко так шагал, Не споткнулся, не упал!
(Дети останавливаются перед отдельным столом, на котором стоит накрытая тарелочка с игрушкой-волком с прицепленными прищепками и силуэт волка) В. - Кого встретил колобок первым, вы узнаете по силуэту (показывает силуэт - ответы детей) – Правильно, волк! Наш волк залез в колючие кусты и теперь не может избавиться от колючек (воспитатель достаёт игрушку-волка с нацепленными прищепками) Кто ему поможет? (вызвавшийся ребёнок выполняет задание, затем будет говорить от имени персонажа) - Волк, конечно же, доволен. Но всё - равно хочет съесть колобка. Как он говорит? (слова волка произносит (повторяет) ребёнок). (Воспитатель ведёт диалог со всеми персонажами от имени колобка) – Не ешь меня, волк! У меня для тебя другое угощение есть! - Чем можно волка угостить? (Предлагает детям выбрать из корзинки угощение для волка) Косточкой! (ребёнок благодарит от имени персонажа). -И покатился колобок дальше. (Дети вместе с воспитателем переходят к другому столу на котором разложены картинки с изображением разных животных и их детёнышей, игрушка-заяц, дид. игра «Чей малыш?») - Посмотрите, кто это здесь спрятался? (Заяц)
-Чем-то он так расстроен? Потерялись его детки. Как их называют? (зайчата) - Давайте найдём среди других детёнышей животных- маленьких зайчат. Дид. игра «Чей малыш?» (в процессе игры дети вспоминают названия детёнышей других животных). Кто нашёл зайчат, тот будет говорить за зайца (ребёнок говорит (повторяет) слова зайца) В. - Не ешь меня, зайка, у нас для тебя кое-что есть! (Воспитатель предлагает детям выбрать из корзинки угощение для зайца- муляж морковки. Ребёнок благодарит от имени персонажа)
-Покатился колобок дальше. (Дети возвращаются на ковёр. С одной стороны лежит игрушка-медведь, накрытая простынкой, в центре- расставлены воротца друг напротив друга) - А кто это спит в своей берлоге? (ответы детей, снимаем простынку) Правильно, медведь! Кто у нас будет говорить за медведя? (диалог Колобка (воспитателя) и медведя (ребёнка) - Загляните, ребята, в корзиночку, чем мы можем медведя угостить? Правильно, яблоком. (ребёнок благодарит от имени персонажа) - Мишка хочет с нами поиграть. Игра «Прокати мячик в воротца» (После игры дети самостоятельно убирают воротца в сторонку, мячики в ящик) - Покатился наш Колобок дальше. Посмотрите, кого он встретил? (Дети подходят к изображению дерева с дуплом) Белку! - Кто знает, как называется домик белки? (Дупло) - Кто у нас будет говорить за белочку (диалог персонажа с колобком) (Затем дети выбирают угощение для белочки- шишку. Ребёнок от имени персонажа благодарит).
III. Физкультминутка (слайд 7) Белки очень весёлые, подвижные животные, любят прыгать с дерева на дерево. Давайте покажем ей, как мы делаем весёлую зарядку! (включается аудиозапись музыкальной разминки) - молодцы! Очень весело отдохнули. – А Колобок покатился дальше. –Чей же это хвост торчит? Кто это (Воспитатель достаёт игрушку-лису) - Расскажите, какая лиса? (ответы детей) - Кто скажет за лису? (диалог лисы и колобка) - Ребята, что же делать, гостинцев у нас в корзинке не осталось! Чем можно лису угостить? (ответы детей)
IV. Продуктивная деятельность (слайды 8, 9)
- Лисичка, а ты любишь сушки, бараночки? (Да) - Наши ребята умеют сами лепить сушки и баранки. Сделаем для лисы угощение? (Дети садятся за столы и лепят из пластелина «сушки» и «баранки», складывают их на тарелочку) Угощайся, лиса!
V. Подведение итогов занятия (слайд 10)
- Вот и сказочке конец, кто её придумал, тот большой молодец! - Понравилась вам сказка? - Кого наш Колобок в ней встретил? - Вы все очень старались, молодцы!