Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи «Белая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о белом цвете, о зиме и ее признаках. Совершенствование грамматического строя речи (обучение использованию прилагательного «белый» в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже). Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счета в пределах пяти).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Белая сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного и слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование коммуникативных навыков. Оборудование. Контейнер для карточек, карточки с изображениями снежинок, коврограф, плоскостные изображения девочки, белой шубки с капюшоном, белых сапожек, белого кота, снеговика, заснеженного дерева, дома со снежной шапкой на крыше, снежинок, конверты для игры «Кто быстрее?», запись любой спокойной инструментальной музыки, игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики, белая ткань.
Предварительная работа. Знакомство с белым цветом, разучивание подвижного упражнения. «Снежная баба».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счета в пределах пяти). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных и прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).]
Логопед встречает детей с контейнером в руках. В контейнере лежат карточки с изображениями снежинок.
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в очередное путешествие и вместе с Аришкой побываем в зимней «Белой сказке». Чтобы попасть в сказку, вы должны выполнить задание. Возьмите карточки и пройдите на ковер.
Дети с карточками в руках проходят на ковер.
Логопед. Посмотрите на свои карточки. Скажите, что вы видите на них?
Дети. Снежинки.
Логопед. Сколько белых снежинок у каждого из вас?
1-й ребенок. У меня три белых снежинки.
2-й ребенок. Ау меня пять белых снежинок.
3-й ребенок. У меня четыре белых снежинки.
4-й ребенок. Ау меня одна белая снежинка.
Логопед. Вот мы и попали в «Белую сказку». Садитесь на ковер поудобнее и слушайте.
2. Чтение логопедом «Белой сказки». [Развитие речевого слуха, зрительного внимания. ]
Логопед выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных изображений на коврографе. Таким образом на коврографе появляется сюжетная картинка. В центре ее находится плоскостное изображение девочки в белой шубке и белых сапожках. Справа от нее снеговик, а слева — белый кот. На заднем плане дом с крышей, покрытой снегом, и заснеженное дерево. По всему коврографу разбросаны плоскостные изображения снежинок.
Белая сказка
Утром Аришка проснулась и увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она подбежала к окну и ахнула. За окном все было белым-бело. Ночью выпал первый снег и покрасил все вокруг в белый цвет. Аришка быстро оделась и побежала во двор. Ей показалось, что она попала в белую сказку. Белый ковер лежал на земле, деревья нахлобучили пушистые белые шапки, белыми платками покрылись крыши домов, в воздухе кружились белые снежинки, а посреди двора на белом снегу сидел большой белый кот.
— Доброе утро! — неожиданно сказал кот.
— Здравствуй! Как тебя зовут? — удивленно спросила девочка.
— Снежок, — ответил кот.
— Скажи, Снежок, почему сегодня все такое белое! — опять спросила Аришка.
— Потому что пришла зима,— сказал кот.
— Значит, зима — белое время года,— протянула Аришка.
— Конечно,— сказал кот и пошел к дому.
А Аришка стала лепить из белого снега большого белого снеговика.
Логопед накрывает коврограф белой тканью и предлагает детям подняться.
3. Подвижная игра «Снежная баба». [Координация речи с движением, общей моторики, умение ходить но кругу в общем для всех темпе. Развитие плавности, напевности речи. ]
Логопед предлагает детям образовать круг, произносить слова и выполнять движения игры всем вместе.
Сегодня из снежного мокрого кома Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот, «Рисуют» руками в воздухе три круга, начиная с маленького.
Никто не проедет, никто не пройдет, Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом — левой.
Знакома она уже всей детворе,
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» Идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга.
4. Специальная артикуляционная гимнастика. [Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков. ]
Логопед приглашает детей к зеркалу и напоминает, как нужно правильно сесть. В качестве зрительной опоры используются мягкие игрушки.
Логопед. Давайте вспомним, как мы делаем упражнение «Лопата». Сегодня нам поможет сделать его Жучка. Положите мягкий язычок на нижнюю губу, как это делает Жучка. А теперь каждому из вас я прикреплю к языку кусочек тонкой бумаги. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на язык так, чтобы бумажка улетела.
Упражнение проводится 2—3 раза.
Логопед. Теперь давайте вспомним, как делается упражнение «Мостик». Нам поможет сделать его белый кот из сказки. Посмотрите, как он выгорбил спину. Выгорбите язычок так же и упритесь его кончиком в нижние зубы. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «мостик» так, как вы только что дули на язык, чтобы сдуть бумажку.
Упражнение проводится 2—3 раза.
Логопед. И наконец, сделаем упражнение «Заборчик». Закройте «мостик» зубами. Не сжимайте зубы, чтобы между ними осталась узкая щель. По моей команде вы опять подуете на язычок, как делали это только что.
Упражнение проводится 2—3 раза.
5. Беседа по «Белой сказке». [Развитие диалогической речи. ]
Логопед убирает игрушки и вновь приглашает детей к коврографу на ковер. Он снимает ткань с коврографа и организует беседу по сказке.
Логопед. Какую сказку я рассказала вам?
Дети. «Белую сказку».
Логопед. Почему она так называется?
Дети. В сказке все белое.
Логопед. Перечислите, что в сказке белое.
Дети. Белый снег, белые снежинки, белый кот, белая шубка у девочки.
Логопед. О чем Аришка спросила белого кота?
Дети. Почему все белое.
Логопед. Что ответил кот?
Дети. Потому что наступила зима.
Логопед. Правильно. И девочка поняла, что зима — белое время года. Вы хорошо ответили на мои вопросы, а теперь давайте поиграем так же, как играла Аришка в «Белой сказке».
6. Упражнение «Кто быстрее?» [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. ]
Логопед раздает детям конверты, в которых находятся детали для сборки плоскостных изображений снеговиков.
Логопед. Каждый из вас должен собрать точно такую же снежную бабу, как Аришка. Достаньте детали из конверта и положите их на ковер перед собой. Сейчас мы посмотрим, кто быстрее всех выполнит задание. Начнете вы поднять его на счет три. Раз, два, три!
Дети выполняют задание, логопед подбадривает тех, кто отстает.
Логопед. Молодцы! Вы все очень быстро выполнили задание. Но самым ловким и быстрым сегодня был Вадик. Давайте похлопаем ему! А теперь сложите детали, из которых собраны снеговики, обратно в конверты.
7. Релаксация. [Регуляция мышечного тонуса. ]
Логопед убирает конверты и предлагает детям лечь на ковер так, чтобы не мешать друг другу.
Логопед. Снег в нашей сказке не холодный, потому на нем можно полежать, как на перинке. Представьте, что ваше тело стало легким, как снежинка. Закройте глаза. Отдохните, послушайте волшебную музыку и стихи.
Дети лежат на ковре. Логопед включает запись. Тихо звучит спокойная инструментальная музыка, логопед негромко читает стихи.
Логопед. Утром кот принес на лапах
Белый снег, белый снег.
Он имеет вкус и запах
Белый снег, белый снег.
Он кружится легкий, новый
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над головой.
Он улегся вдоль забора,
Прикорнул на фонаре,
Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок.
Значит, снова можно будет
Строить крепость во дворе.
Открывайте глаза. Потянитесь лежа. Медленно садитесь. Потянитесь. Медленно вставайте. Потянитесь. Глубоко вдохните. Уроните руки. Выдохните.
Дети выполняют все, что им предлагает сделать логопед. Так он постепенно выводит детей из состояния релаксации.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чем беседовали, что им особенно понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.