Наталья Михеева
Викторина по развитию речи детей подготовительной группы «Интересное языкознание»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по развитию речи детей подготовительной группы «Интересное языкознание».
Подготовила: воспитатель МБДОУ детского сада № 71 «Северное сияние» г. Пензы
Михеева Наталья Александровна
Возраст: подготовительная группа 6-7 лет.
Публикация «Викторина по развитию речи детей подготовительной группы „Интересное языкознание“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2023
Цель: развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
2. Активизировать запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков, слов с противоположным значением, многозначные слова; совершенствовать грамматический строй речи.
3. Формировать умение работать в малых группах.
Развивающие:
1. Закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание и зрительное восприятие;
2. Развивать навыки диалогической и монологической речи детей, речевое творчество, интерес к сочинительству. Совершенствовать умение составлять рассказы по серии сюжетных картинок
3. Развивать у дошкольников память, творческое воображение, умение логически мыслить.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательность, культуру речевого общения.
2. Содействовать формированию навыков сотрудничества, активности, инициативности.
3. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками.
Материалы и оборудование:
проектор, ноутбук, пособие-игра «Языкознание» (вертушка со стрелкой, инструкция, набор карточек с номерами заданий, конверт с заданиями, набор фишек, коробочка для розыгрыша фишек, 2 коробочки –копилки, 3 обруча разного цвета.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
Педагог вносит в группу коробку, на которой написано «Языкознание».
- Дети, посмотрите, что я вам принесла. У меня появилась новая игра. Кто сможет прочитать её название?
Дети, умеющие читать, предлагают прочитать название.
- А как вы думаете, что такое языкознание? (Ответы детей.)
- Что означает слово «язык»? (Ответы детей.)
- А вот есть такое словосочетание «родной язык», как вы его понимаете? (Ответы детей.)
- А как вы думаете, чем иностранный язык отличается от родного языка? (Ответы детей.)
- Теперь самое время открыть коробку и посмотреть, что там находится.
Дети открывают коробку и достают вертушку, коробку с набором картинок, фишки, карточки с номерами заданий и конверты с заданиями.
- Дети, можно я возьму на себя роль ведущего игры? (Ответы детей)
- Прежде, чем начать играть, давайте познакомимся с инструкцией (воспитатель зачитывает инструкцию)
«В начале игры участники делятся на команды при помощи фишек. Каждая команда по очереди крутит вертушку и определяет задание, которое будут выполнять команды. Существует правило вертушки: если стрелка указала на сектор, задание которого уже выполнено, то выполняется задание следующей карточки, находящейся по движению часовой стрелки. Выполнение заданий оценивается фишками, которые собираются в коробку-копилку каждой команды.
Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество фишек»
- Предлагаю найти себе пару и встать парами друг за другом. Подходите к коробочке, вынимайте каждый по фишке и соответственно ей занимайте места за столами.
Дети, просовывая руку в отверстие в коробке, выбирают монетки с изображением ласточки или оленя. Дети занимают места за столами. Разместить детей необходимо таким образом, чтобы им было удобно общаться друг с другом.
- Что изображено на ваших фишках, 1 команда? 2 команда?
Эти изображения вам о чем-то говорят? (Ответы детей.)
(Ласточка – один из символов нашего города Пензы, а олень – замечательный абашевский сувенир- игрушка).
- Предлагаю назвать команды: «Ласточки» и «Оленята». Согласны или хотите выбрать себе другие названия команд? (Выбор детей).
- А сейчас давайте вспомним, как вести себя во время игры. (Ответы детей)
Во время беседы и игры обращать внимание на культуру общения: общаться вежливо, без обвинений, не перебивая говорящего, выслушивая мнение товарищей и др.
- Давайте определим, кто первым будет вращать вертушку.
Разминка «Вопрос-ответ»
Вам необходимо быстро и правильно ответить на вопросы. За правильный ответ команда кладет себе фишку.
1. Что изображено на гербе нашего города? (на золотой земле в зелёном поле стоят 3 золотых снопа: пшеничный, ячменный и просяной)
2. Как называется торжественная песня, символ государства? (гимн)
3. Какие цвета присутствуют на флаге г. Пензы? (зелёный и жёлтый)
4. Какие народы издавна заселили пензенские земли? (русские, мордва, татары, чуваши)
5. Главная часть мужского и женского русского народного костюма? (рубашка)
6. Самая старейшая и известная улица Пензы? (Московская)
7. Старейший музей нашего города, в котором можно узнать всё о Пензенском крае? (Пензенский государственный краеведческий музей)
Приглашается представитель победившей в разминке команды определить задание у вертушки.
1. Задание «Звуковой телевизор»
На экране появляется изображение телевизора
- Каждому члену команды нужно будет выложить звуковую схему слова –названия картинки, которая появится на экране. Задание считается выполненным, когда все участники команды составят схему.
На экране телевизора появляется изображение герба г. Пензы. Дети выкладываются звуковую схему слова «герб», затем проверяют свой вариант с экраном. Команды получают фишки.
На экране телевизора появляется изображение флага г. Пензы. Дети выкладываются звуковую схему слова «флаг», затем проверяют свой вариант с экраном. Команды получают фишки.
Приглашается представитель команды определить задание у вертушки.
2. Задание «Место звука в слове»
- Соревнуются тройки от команд. Выберите, кто будет представлять вашу команду. Каждый в тройке выбирает карточку-картинку, определяет кто или что изображено на памятнике и место заданного звука в слове, затем занимает один из 3 обручей на полу.
Карточки каждой команды выводятся на экран.
- 1 команда. Определите место звука Р: Лермонтов, ювелир, Росток
Игроки занимают места в обручах.
Команда получает фишку.
- 2 команда. Определите место звука К: Нарчатка, Катюша, Танк
Игроки занимают места в обручах.
Команда получает фишку.
Приглашается представитель команды определить задание у вертушки.
3. Задание «Длинные слова»
- Вы должны ответить на вопрос «Какой предмет?».
После ответа детей на экран выводится картинка – ответ.
1. Игрушка из села Абашево? (абашевская игрушка).
2. Кукла из соломы? (соломенная кукла).
3. Валенки из Чемодановки? (чемодановские валенки).
4. Хрусталь из Никольска? (никольский хрусталь).
5. Платок из с. Оленевки? (оленевский пуховый платок)
6. Лапти из лыка? (лыковые лапти)
Команды получают фишки.
Динамическая пауза «Назовите, что покажем»
- Команды приглашаются на ковёр, занимают места напротив друг друга. Задача команды придумать для соперников физическое упражнение и дружно всей командой показать их, а противоположная команда должна дружно назвать, что выполняет команда соперника. Затем команда назвавшая упражнение придумывает и показывает своё упражнение и т. д. Каждая команда представляет по 3 упражнения. Упражнения повторяться не должны.
Команды занимают места за столами.
Приглашается представитель команды определить задание у вертушки.
4. Задание «Скажи правильно»
- На экране для каждой команды появится картинка с изображением животного из «Красной книги Пензенской области» и цифры от 1 до 5. Все члены команды хором считают от одного до пяти, называя своё животное.
На экране для 1 команды появляется картинка с изображением медведя. Дети согласуют числительное с существительным – названием животного. Для 2 команды появляется картинка с изображением рыси.
Команды получают фишки.
Приглашается представитель команды определить задание у вертушки.
5. Задание «Подбери пару»
- Нужно подобрать пары картинок слов с противоположным значением. Команда выбирает картинку, представитель команды выходит с карточкой, показывает картинку и называет, что изображено на ней. Другая команда подбирает в своём наборе картинку, в которой есть слово с противоположным значением и представитель команды выходит и показывает картинку в ответ, называя, что на ней изображено. Таким образом картинки соединяются в пары.
1. старый –молодой
2. широкий-узкий
3. черный- белый
4. весёлый – грустный
5. мокрый – сухой
6. чистый - грязный
Команды получают фишки.
6. Задание «Составь рассказ по картинкам»
- У вас на столе находятся конверты с картинками, по которым вам нужно будет составить рассказ. Когда рассказ будет готов, представители команды его презентует.
Дети раскладывают сюжетные картинки в определенной последовательности и составляют по ним рассказы.
Затем команды озвучивают свои рассказы: выходит рассказчик и члены команды с картинками.
В конце игры подсчитываются фишки и определяется победитель. Всем участникам вручаются поощрительные призы.
Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие -то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее ещё?