Ялина Наталия Ивановна
Конспект занятия по развитию речи «Анализ литературного произведения по русской народной сказке «Заяц — хвастун»»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условие для усвоения обобщённой модели анализа литературного произведения. Научить анализировать литературный текст.
Задачи:
-упражнять детей в поисках основной цели героя и установления причинно – следственных связей, которые приводят к результату.
- учить делать выводы из ситуации;
- побуждать детей формулировать вопросы, искать нужную информацию.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Анализ литературного произведения по русской народной сказке „Заяц — хвастун““» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Оборудование: картинки сказочных героев, таблица на листе, карандаши.
Предварительная работа: чтение сказки.
Ход занятия.
Организационный этап
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Здесь собрались все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева.
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вмести мы одна семья.
Игра «Наоборот» (с мячом)
Воспитатель: Я называю слово тот, у кого мяч, называет «слово наоборот»
Равнодушный – заботливый;
Скромный – хвастливый;
Грубый – вежливый;
Ленивый – трудолюбивый;
Милосердный – жестокий;
Жадный – щедрый
Трусливый – смелый;
Хвастливый – скромный.
Литературная игра «Хорошо - плохо»
Воспитатель: Ребята, хорошо быть трусливым?
Как вы думайте? Докажите, почему?
А почему плохо быть трусливым.
Докажите, почему?
Воспитатель: Ребята, а я знаю такую сказку, в которой главный герой был трусливым, а потом изменился и стал храбрым. А вы знаете такую сказку?
Дети называют варианты сказок. Останавливаем внимание на сказке «Заяц - хвастун» русская народная сказка (в обработке О. Капицы).
Воспитатель: Дети, а давайте вспомним главных героев сказки «Заяц - хвастун».
Дети: Заяц и ворона.
Организационный этап
Предложить детям побеседовать по знакомой сказке и найти в ней правила жизни.
Работа ведётся по таблице, которую дети записывают с помощью схем.
Протокол анализа сказки "Заяц -Хвастун :
Вопросы детям во время работы по таблице:
1. Герой (заяц)
2. Что хотел герой? (хотел, чтобы его уважали, боялись).
3. Что мешало? (трусость)
4. Что делал герой, чтобы решить проблему? (хвастался)
5. Кто или что помог решить проблему? (случай с вороной)
6. Какой результат получился? (его стали уважать, он преодолел свою трусость. Он стал смелыми, находчивым, сообразительным).
7. Совет герою или жизненное правило: не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит. Если слова не подкреплены поступками, не могут быть правдивыми.
8. Что хотела ворона? (понять, не врет ли заяц).
9. Что мешало? (ничего)
10. Что делал ворона, чтобы понять зайца? (полетела, спросила, увидела)
11. Кто помогал вороне? (никто)
12. Какой результат получился? (узнала правду, что заяц врет)
13. Совет герою или жизненное правило. (Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать).
После завершения работы с таблицей и выведение детьми жизненного правила предложить подобрать пословицу поступкам героев.
Заключительный этап
Рефлексия.
Для закрепления последовательности вопросов при помощи, которых происходит анализ сказки воспитатель детям их вспомнить.
Воспитатель: Ребята, а что нам помогло вывести жизненное правило сказки «Заяц – хвастун? (Отвечали на вопросы и зарисовали рисунки в таблице) Давайте вмести вспомним последовательность вопросов.