Надежда Заостровская
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с предметами старинного русского быта» для старших дошкольников
Конспект занятия по развитию речи на тему :
«Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с предметами старинного русского быта».
Цель: воспитывать в детях уважение к своим историческим корням.
Задачи:
-расширять знания детей о предметах старинного русского быта, их назначении в прошлом и исторической ценностью сейчас;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Знакомство с предметами старинного русского быта“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
-закрепить названия материалов, из которых изготовлены предметы;
-упражнять в подборе прилагательных, характеризующих качество предмета;
- пополнять словарный запас детей, активизировать в речи детей новые слова;
- учить отгадывать загадки;
- развивать двигательную активность;
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.
Оборудование: ухват, чугунок, горшок, крынка, кувшин, туесок, самовар, коврики, утюг, рукомойник, лапти, коромысло, сундук.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением предметов быта русского народа, картинки с изображением старинных предметов.
Предварительная работа : знакомство с предметами в групповом мини – музее, чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, выставка старинных предметов в группе.
Ход занятия:
Воспитатель: Из далёкой старины эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмёшь, и рассмотришь, то поймёшь, для чего они нужны. Чем полезны и важны человеку раньше были, что за службу сослужили.
- Сегодня мы с вами поговорим о предметах старинного русского быта. На моём столе много интересных вещей и картинок. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти предмет или картинку, о котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку: Всех накормит, зимой обогреет, варежки сушить поможет, деток спать она уложит.
Дети: Печка.
Воспитатель: Верно, это русская печь. А для чего нужна была печь в избе?
Дети: В печке готовили еду, печка обогревала дом, на печи спали, сушили грибы и ягоды, зерно, лекарственные травы, мокрую одежду, в печке мылись.
Воспитатель: Человека, который умел класть печь, называли – печник. Печь складывали из кирпичей, значит, она какая?
Дети: Кирпичная.
Воспитатель: Встану я рано утром, первым делом растоплю печку. Растопится печка – жарко становится – пора и готовить. Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку: Он как круглая кастрюля, он чумазый, не чистюля, а где в печке уголёк,
сварит кашу ….
Дети: Чугунок.
Воспитатель: Какая необычная посуда. Попробуйте, подержите его. Какой он?
Дети: Тяжёлый.
Воспитатель: А кто знает, почему его называют чугунок?
Дети: Потому что он сделан из чугуна.
Воспитатель: Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили кашу, щи, молоко в печи томили, овощи парили.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь нужен был другой помощник. Про него говорили так: Из русской печи кашу тащи. Чугунок очень рад, что схватил его …
Дети: Ухват.
Воспитатель: Ухват или рогач — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Воспитатель: Что ты достал из печи?
Ребё нок: Чугунок.
Воспитатель: Чем ты достал чугунок?
Ребё нок: Ухватом.
Воспитатель: Для чего нужен был в доме ухват?
Дети: Для того, чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься.
Воспитатель: Выпускает жаркий чай, древний чайник….
Дети: Самовар.
Воспитатель: Какое интересное название – самовар. Значит, сам варю. Что же он варит?
Дети: Чай.
Воспитатель: Это самовар. Вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с сахаром, мёдом, пирогами, блинами. Как вы думаете, сейчас в наше время есть самовары?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно. Сейчас самовары стали электрические.
Воспитатель: Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко?
Ответы детей.
Воспитатель: Молоко хранили в крынке или кувшине.
Рассматривание предметов.
Воспитатель: Крынка, кувшин – что это?
Дети: Это посуда.
Воспитатель: Из чего она сделана?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Глиняная.
Воспитатель: Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось. А вот у крынки родной братишка – горшок. Раз он родной братишка, из чего он сделан?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Глиняный.
Воспитатель: Чем он отличается от крынки?
Дети: Формой и высотой.
Воспитатель: Вот этот предмет называется туесок. Туесок сделан из коры берёзы. Кто знает, как называется кора берёзы?
Дети: Береста.
Воспитатель: Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: молоко, квас, морс в такой посуде, в жару долго оставались холодными, а горячая еда, наоборот, долго не остывала.
Воспитатель: Хороводная игра «Золотые ворота».
Воспитатель: Воду дед носил с утра каждый раз по два ведра. На плечах дугой повисло, держит ведра ….
Дети: Коромысло.
Показ иллюстраций.
Воспитатель: Из чего делали коромысло?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Что у коромысла по краям?
Дети: Крючки.
Воспитатель: Для чего эти крючки?
Дети: Для вёдер.
Воспитатель: Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой поморской семье. Коромысло можно носить на одном плече или на двух.
Воспитатель: Про этот предмет говорили : Из липы свито дырявое корыто. Днём заперто, а ночью открыто. В лес идёт – клетки кладёт, из леса идёт – перекладывает. Это лапти.
Рассматривание лаптей разного размера.
Воспитатель: Подошва лаптей называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса – в обратную. Вот такая обувь была у наших предков в старину. Лапти очень быстро снашивались. За год помор изнашивал до 20 пар. Хорошо, что сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой. Лапти плели из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Получается, что за лапти не надо ничего было платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.
Воспитатель: В старину, ребята, для умывания использовали рукомойник. Внутри у него водичка. Наклони его и потечёт быстрая струйка. Рассматривание рукомойника.
Воспитатель: Ваши мамы бельё дома гладят? Чем они гладят?
Дети: Утюгом.
Воспитатель: А раньше наши бабушки гладили бельё при помощи валька и колотилки. Показ иллюстраций с изображением этих предметов.
Воспитатель: Первые утюги были тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется этот предмет? Это сундук. Раньше в богатых семьях в нём хранили самые ценные вещи самого разного назначения. Нередко на сундуки весили мощные замки и украшали их красивой росписью. В простых семьях в сундуках хранились одежды, обувь, кухонная утварь. А иногда хозяева спали на сундуках.
Воспитатель: Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?
Дети: Половиками.
Воспитатель: Какой формы половики?
Дети: Прямоугольные, длинные.
Воспитатель: Для чего пол покрывали?
Дети: Для тепла.
Воспитатель: Скажите, используем сегодня мы такие половики?
Дети: В деревнях и на дачах.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось? А сейчас поиграем в игру. Игра называется «Что было, что стало».
Воспитатель: Где готовили еду в старину? (в печке)
Воспитатель: А сейчас, где готовим? (на газовой плите)
Воспитатель: В чем раньше кашу варили? (в чугунке)
Воспитатель: А сейчас, в чём варим? (в кастрюле)
Воспитатель: В чем раньше готовили чай? (в самоваре)
Воспитатель: А сейчас? (в чайнике)
Воспитатель: Зачем нужно было коромысло? (воду носить)
Воспитатель: А у нас сейчас что есть? (водопровод)
Воспитатель: Какую обувь раньше люди носили? (лапти)
Воспитатель: А сейчас? (сапоги, ботинки, туфли)
Воспитатель: С помощью чего гладили бельё? (валька и колотилки)
Воспитатель: А в настоящее время? (утюгом)
Воспитатель: Где раньше одежду хранили? (в сундуке)
Воспитатель: А сейчас, где мы одежду храним? (в шкафу).
Воспитатель: Вот сколько нового мы с вами узнали сегодня на нашем занятии! Молодцы!