Любовь Мариничева
Конспект занятия по продуктивной деятельности в старшей группе «Кукла из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
Изготовление куклы-закрутки «Пеленашка»
Цель занятия: раскрыть игровое и культовое значение куклы в истории русского быта и на современном уровне развития.
Задачи:
1. создать условия для развития сенсорной сферы (развитие глазомера, ориентировки в пространстве);
2. дать возможность изготовить куклу своими руками: научить передавать точность формы;
3. способствовать поло-ролевому воспитанию;
4. развивать познавательный интерес к традициям и жизни своих предков.
Публикация «Конспект занятия по продуктивной деятельности в старшей группе „Кукла из бабушкиного сундука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Старшая группа
- Темочки
Наглядный материал: образцы кукол, кукол-закруток, фотографии кукол.
Материалы для изготовления кукол: 2 лоскута ткани размером 30 х 30 см, куски ткани, бывшие в употреблении (от старого изделия, шерстяная пряжа красного цвета.
Методы обучения:
1. словесные – рассказ, беседа;
2. наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы;
3. практические- репродуктивный, проблемно- поисковый, игровой.
Тип занятия: комбинированный.
Ход занятия.
Восп. : Сегодня нас ждет удивительно увлекательная работа. Мне эта работа очень нравится. Я постараюсь сделать так, чтобы и вам было интересно.
Мы будем сегодня играть в куклы- куклы необычные,а сделанные вами своими руками. Сегодня ваши родители покупают вам куклы в магазине. В нашей группе тоже много нарядных кукол и, вы с удовольствием играете в них. Вам нравится играть в куклы?
Ответы детей.
Восп. : Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных северных просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный спутник детей. Она привлекает своей похожестью на нас-людей и дает возможность детям представить ее в игре в разных жизненных ситуациях (танцующей, заболевшей, капризной). То есть, играя, вы проживаете с нею,беря на себя роль взрослого. Наверное, в этом и таится великая загадка куклы.
Восп. : Как кукла приходит в наш дом?
Ответы детей: Дети рассказывают, что одних кукол им дарили, покупая в магазине; других – они рисовали и вырезали из бумаги.
Восп. : Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и фантазии людей, создавших ее. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом и есть главная ценность традиционной народной куклы.
Сегодня, к сожалению, утеряны корни возникновения куклы. Давно-давно она служила обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях, превратившись позднее в детскую игрушку.
Сегодня мы с вами попробуем сделать куклу, в которую играли дети в древности. Согласны?
Ответы детей.
Физультминутка - «Танец куклы»
Практическая работа. Изготовление куклы-закрутки «Пеленашки»
Восп. : Для своих детей родители в древности делали кукол. Чтобы их порадовать. В кукле воспроизводились основные признаки человека: туловище, голова. Изготавливали куклу из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Ткань при изготовлении нельзя было резать, а только отрывать. Дети берегли игрушку, а повзрослев, передавали их уже своим детям.
В этой кукле воспроизводились особенности быта русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов. Детей поэтому пеленали и старались не показывать младенцев чужим людям. В традиционном русском быту это был единственно признаваемый способ. Спеленутая кукла сопровождала и детские игры. Через игру крестьянские дети узнавали традиции своего народа и жизненно важные умения. С девяти лет их начинали привлекать к домашним работам. К 12 годам они приобретали все навыки крестьянской жизни.
Физультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Восп. : Перед вами лежат разные кусочки ткани. Начнем мы с кусочков старой ткани и скрутим ее в трубочку. Для этого сначала сложим ткань пополам, а затем скатаем плотно.
Показ операции скатывания воспитателем. Дети по показу выполняют операцию.
Восп. : Теперь нам следует спеленать нашу трубочку, как если бы завернули в пеленку вашу куклу. Многие из вас это делали не один раз во время игр.
Дети выполняют операцию пеленания. Воспитатель при необходимости помогает.
Восп. : Осталось нашу куклу перевязать, чтобы кукла «пеленашка» не раскрылась для чужих злых глаз. Особенностью этой куклы, как и многих других кукол, является отсутствие у них лица. Наши предки верили в злых духов, боялись их и, потому, изготавливая кукол, не рисовали им лица, боясь привлечь несчастье в свой дом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.
Итог занятия. Дети показывают своих кукол-пеленашек.
Восп. : Ребята, предлагаю спеть колыбельную песенку для ваших кукол.
Дети встают в круг и напевают знакомую колыбельную песенку.
Восп. : Ребята, чем мы сегодня занимались? Пригодится ли это вам в жизни? Зачем?
Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол?
Ответы детей.
Восп. : Вот и вы сегодня научились делать куклу самостоятельно, узнали, какую роль в прошлом играли куклы в жизни наших предков.
Литература
1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М. : «Культура и традиции», 2008.-119 с.
2. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. -СПб. : «Паритет», 2003.-240 с.