Альбина Светикова
Конспект занятия по правовому воспитанию «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей подготовительной группы
«Путешествие в страну сказок»
Цели:
• Закрепить знания детей о правах ребенка с помощью сказочных персонажей. Обобщить и закрепить знания детей о сказках - названия, героев, их диалоги, последовательность сказок. Активизировать речевую деятельность детей.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по правовому воспитанию „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
• Образовательные:
Обобщить знание детей о гражданских правах и обязанностях (своих и окружающих). Продолжать учить анализировать поступки литературных героев с точки зрения нравственно-правовой культуры.
• Развивающие:
Развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение. Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
• Воспитательные :
Формировать положительную установку на участие в занятии, воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, воспитывать нравственные чувства: заботу, честность, справедливость.
Ход занятия.
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в страну сказок.
В этой стране кому-то живется хорошо и счастливо, а кому-то грустно и плохо. Потому что нарушаются их права! Право на жизнь и здоровье. Право на имя и семью. Право на жилье и личную неприкосновенность. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
(Дети показывают сценку из сказки «Заюшкина избушка»)
Заяц: Помогите! Помогите! Со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня же и выгнала.
Лиса: Что я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь право, лиса меня выгонять.
Лиса: Я в лесу хозяйка! На все имею права.
Воспитатель : В какую сказку мы попали? Что произошло? Права ли лиса?
Воспитатель : Каждый имеет право на неприкосновенность жилища и поэтому ты, лиса, не имеешь права выгонять зайца из собственного дома.
Лиса: Фу, какие! (убегает.)
Зайчик: Спасибо, вы помогли мне вернуть мой домик!
Игра «Назови сказочного героя».
Гуси-…. Аленький-….
Конек-…. Гадкий-….
Красная-…. Царевна-….
Крошечка-…. Мальчик-….
Цветик-…. Доктор - ….
Молодцы ребята, всех героев сказок назвали правильно. А нам пора в следующую сказку.
(Дети показывают сценку из сказки «Маша и медведь».)
Маша: Однажды пошла я в лес за грибами и заблудилась. Увидела избушку, в которой жил медведь. Он меня пустил к себе пожить. Да только домой меня не отпускает.
Воспитатель : Миша, почему ты не отпускаешь Машу домой?
Медведь: Почему? Почему? Надоело мне самому кашу варить, да в избушке убирать.
Маша: Он хочет, чтобы я у него в лесу жила и в избушке убирала. А если я убегу, он меня поймает и съест.
Воспитатель : Ребята, вы узнали какая это сказка? Давайте разберемся и поможем нашим героям узнать кто прав, а кто нет? Хорошо ли поступил медведь, когда приютил заблудившуюся Машу? Да, он ей помог, не оставил одной бродить по лесу. А, что произошло, когда Маша захотела вернуться домой, отпустил ее медведь? Нет. Как он должен был поступить?
Воспитатель : Никто не должен содержаться в неволе и разлучаться со своей семьей.
Медведь: Хорошо отпущу ее к бабушке и к дедушке, помогу ей вернуться домой.
(Медведь провожает Машу и дети садятся на свои места).
Мини - викторина для родителей «Литературные герои имеют право».
1. В каких сказках было совершено покушение на жизнь главных героев? (Колобок, Гуси-Лебеди, Сестрица-Аленушка и братец Иванушка)
2. В какой сказке один герой присваивает чужой голос, а потом покушается на жизнь других героев сказки? (Волк и семеро козлят)
3. В какой сказке А. С. Пушкина не соблюдается право на достойную оплату труда (Сказка о попе и работнике его Балде.)
4. Вспомните героев сказки, которые воспользовались правом путешествовать по стране( «Лягушка – путешественница», «Конек – горбунок»)
5. В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? (Заюшкина избушка, Теремок)
(Инсценировка сказки «Доктор Айболит»)
Зайчиха:
Помогите, помогите, Ай, ай, ай.
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
Воспитатель : В какой сказке с зайчиком случилась эта беда? (Ответы детей.) Кому еще помог доктор Айболит в этой сказке? (корова, волчица, жучок, червячок, медведица, барбос, бегемоты, обезьяны). Зачем нам нужны доктора?
Воспитатель :
Всем известно, что на свете
Без врачей прожить нельзя
Педиатры, терапевты
Няни сестры, фармацевты
Это наши все друзья.
Воспитатель : Ребята, медицинские работники осуществляют очень важное право. Право на лечение и медицинскую помощь.
Игра «Помоги Айболиту собрать медицинские инструменты в сумку».
(Сценка из сказки «Золотой ключик»)
(Буратино тычет носом в Азбуку, а прочитать ничего не может.)
Буратино: Ничего не получается! Воспитатель : Здравствуй, Буратино! Что это ты делаешь?
Буратино: Пытаюсь научиться читать.
Воспитатель : Но тыкая в книгу носом, ты не сможешь этому научиться!
Ребята, подскажите, где Буратино научат читать? (В школе.) А зачем нам учиться (Ответы детей.)
Буратино: Я так хочу в школу, но меня туда не пустят, ведь у меня нет денег!
Воспитатель : Буратино, каждый имеет право на образование. И ты тоже можешь учиться в школе.
Буратино: Ура! Я побежал в школу учиться!
(Пазлы к сказке «Кот, петух и лиса»)
Несет меня лиса
За темные леса
За быстрые реки,
За высокие горы
Воспитатель : Что это за сказка, ребята? Кто попал в беду? Кто вспомнит, по порядку как все это случилось? Почему лиса выкрала петуха? Кто помог в беде Петуху?
Воспитатель : Каждый имеет право на жизнь. Вот, какое право нарушила лиса.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы поговорили с вами о правах детей. В нашей стране все эти права собраны в книге, которая называется - конвенция о правах ребенка. Для чего же нужны эти права?
Ответы детей.
(Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок) А для этого все, кто окружает вас в жизни, не должны их нарушать. И в нашем детском саду есть такая книга, сейчас я вам ее покажу. Ой, куда же она делась? Кто же ее мог забрать? Может это Баба – Яга напроказничала? Баба – Яга выходи - ка к нам.
Баба Яга. Кто такие? Чего надо?
Воспитатель. Не ты ли взяла нашу книгу?
Баба Яга: Ничего я не брала! Вы на эту книгу, ни каких прав не имеете. Эту книгу могут читать только дети библиотекарей, в домах жить только дети строителей, а лечиться только дети врачей.
Воспитатель : Как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? (Ответы детей) Конечно, нет, все имеют равные права.
Баба Яга: Ой! Ой! Умные какие! Ну-ка первый подойди ко мне.
Воспитатель : Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого свое.
Баба Яга: Зачем давать имена, обойдутся номерами.
Воспитатель : Дети, вы согласны с Бабой Ягой? (Ответы детей)
Ребята, я думаю наша Баба – Яга вредничает, потому что с ней никто не играет. Давайте поиграем с Бабой – Ягой в игру «Эхо»,
Каждый из вас представится Бабушке Яге, а эхо нам поможет.
Игра «Эхо» : дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, а остальные хором их повторяют.
Воспитатель : Ну, что Бабушка Яга может все - таки вернешь нам книгу?
Баба Яга: Ну ладно, так и быть верну.
Воспитатель : Вот она эта книга:
Эта книга не простая
Развернешь – как хороша
Здесь написано, что делать можно
А что делать нам нельзя.
В завершении занятия дети читают стихи :
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите.
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
-Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.