Татьяна Полякова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Узнай себя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе :
«Узнай себя».
Цель: Закреплять представление детей о частях тела человека.
Задачи:
Образовательные задачи: Формировать представления о здоровье, здоровом образе жизни и органах чувств; Закреплять представление детей о частях тела человека.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Узнай себя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Развивающие задачи : развивать восприятие; развивать произвольное внимание; развивать мыслительные процессы; развивать речь и коммуникативные навыки. Развивать моторику.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих.
Методы и приёмы. Беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения, триз -“хорошо, плохо”.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом:
Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд,
Здравствуй друг, (берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг, (берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).
Воспитатель: На какое слово похоже слово «здравствуй»? Правильно, когда мы здороваемся мы желаем друг другу «здоровья».
Воспитатель: Ребята, на мой телефон пришло аудиосообщение и подписано, что старшей группе. Значит оно Вам. Хотите его прослушать?
Воспитатель: (Включает аудиосообщение) «Здравствуйте, ребята старшей группы я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?»
Воспитатель: Да, у робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам превратиться в младших научных сотрудников. Воспитатель: Для того чтобы ответить на все вопросы робота, вам нужно сегодня на занятии внимательно слушать, провести эксперименты и изучить несколько научных центров. Вы готовы?
Итак, первый научный центр «Строение человека». Для того чтобы узнать как устроены люди, вам нужно собрать картинку.
Игра: «Человечек» (дети складывают человека из отдельных частей).Что у вас получилось?
Воспитатель: -Тело человека.
-Из каких частей состоит наше тело? (голова, шея, туловище, руки, ноги)
-Как вы думаете, какая часть самая главная? (голова)
-На чем держится голова? (на шее)
-Самая большая часть нашего тела? (туловище)
-А главные помощники нашего тела, это.? (руки и ноги)
Воспитатель. Ребята, потрогайте ваши руки, лицо. Они твердые или мягкие?
Воспитатель. Почему же тогда мы стоим, не падаем? Посмотрите, я ставлю мягкую салфетку, и она падает. Кто знает, почему мы не падаем?
Воспитатель: Правильно. Внутри нас есть кости. Давайте рассмотрим свои собственные кости т. е скелет. Скелет состоит таких частей как: череп, кости верхних конечностей, позвоночник, грудная клетка, кости нижних конечностей. Скелет служит организму не только опорой, но и защитой:
-Череп похож на шлем (он защищает мозг).
-Грудная клетка похожа на доспехи (она защищает печень, легкие)
На вид скелет хрупкий, но на самом деле очень прочный.
Кости живые, ведь они растут, увеличиваются в длину и толщину. Поэтому кости должны получать питание, а именно, кальций.
Вот мы с вами узнали как устроен человек. И сейчас мы немножко отдохнем.
Физкультминутка: «Топотушка»
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Ну а мы продолжаем и переходим во второй научный центр «Глазки».
Что изучают в этом центре вы узнаете отгадав загадку
Загадка
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Да, в этом научном центре изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)
Послушайте стихотворение:
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно. (Дети прикрывают глаза ладошками)
- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.
Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила.)
1. Нельзя тереть глаза грязными руками.
2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
4. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
6. Нужно гулять на свежем воздухе.
Мы дети заботимся о своем зрении, и делаем специальную гимнастику для глаз:
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза).
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты).
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки).
Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами).
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка).
Продолжаем наш путь и перед нами третий научный центр «Ушки» (включается тихая музыка)
Дорогие мои, а сейчас мы попали на необычную поляну.
Загадка
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше (ушки).
- Да, в этом центре изучают органы слуха.
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух.
Проводится игра: "Угадай кто"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т. д. ,
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Воспитатель: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать,какими предметами и что я буду делать? (камень, тарелка, бумага, ножницы). Молодцы!
Ну а мы переходим в следующий научный центр «Чуткий носик».
- А для чего человеку нос? (Ответы детей.)
- наш нос-это орган обоняния и чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Упражнение "Ракета" (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох, руки в такт выдоху опускаются вниз)
- А теперь давайте сыграйте в игру
"Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон). Какие молодцы!
А вот и следующий научный центр «Вкусовой взрыв».
Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя и не нюхая его? В следующем центре изучают именно этот орган чувств - язык.
- Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус (сладкий,горький, кислый, соленный). Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)
Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка. А как правильно ее выполнять нам покажет Инга Константиновна –наш логопед.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
(Картотека артикуляционной гимнастики).
Воспитатель: Молодцы дети! А теперь поиграем в игру "Отгадай на вкус".
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лукум, лимон, соленый огурец, лук.
Ну и остался последний научный центр «Страна осязания»
Воспитатель: Мы с вами оказались в последнем центре. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. "Замок".
На двери висел замок
Кто его открыть бы смог
Мы замочком постучали,
Мы замочком покрутили,
Мы замочек потянули и открыли!
Воспитатель: Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможете ли вы используя пальцы ваших рук узнать, что находится у меня в этой необычной коробке, поиграем в игру: «Что нашел? Назови!» Молодцы!
Рефлексия:
Воспитатель: Вот и ответили мы на все вопросы робота, теперь и вы знаете, что у человека есть 5 органов чувств- глаза, язык, уши, нос и кожа и как устроен человек. (На схеме выставляются органы чувств и тело человека).
Итог: Сегодня мы с вами вспомнили, из каких частей состоит тело человека, узнали, какие органы чувств есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал.