Анастасия Сторожева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлебушек из колоска»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и систематизировать знания детей о том, как появился хлеб.
- Закрепить знания детей о том, что прежде, чем попасть к нам на стол, хлеб проходит стадий превращения, что в его изготовлении принимают участие люди разных профессий.
Развивающие :
-Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, памяти, умению высказывать свои мысли.
-Активизировать словарный запас детей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Хлебушек из колоска“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Формирование правильной речи у детей. Формировать умение делать правильные выводы после высказывания и сравнения.
-Развивать любознательность, мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление, воображение.
Воспитательные:
- Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых
- Привить детям любовь и бережное отношение к хлебу.
Материал: изделия из соленного теста (хлеб, батон, сушки, пирожки., муляжи, магнитная доска, картинки «Откуда хлеб пришел», воздушный пластилин, доски, стеки, поднос, корзина с угощениями, слайд-презентация «История возникновения хлеба».
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие ребята, к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, а я слышу шум, к нам ещё кто-то спешит в гости! Посмотрите на экран телевизора. (слайд из сказки «Колосок» мышата – Круть и Верть) Кто к нам ещё пришел? (ответы детей) Правильно. Это мышата Круть и Верть. Они к нам пришли не просто так, а кое-что принесли.
Воспитатель: послушайте загадку
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
И стоит новый дом, на столбе золотом. (Колос)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это – колосок. Вот, посмотрите. (рассматривание колоска) А кто из вас ребята помнит, кто его принес мышатам? (ответы детей) Правильно, петушок. А где петушок нашел колосок? (ответы детей)
Воспитатель: А чтоб узнать, какой бывает колос, я вам предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Какой колосок»
Воспитатель: А как вы думаете? Хлебные колоски разные или одинаковые? (ответы детей) Я вам предлагаю поиграть в игру и узнать какой же колос. Необходимо из слов существительных преобразовать в слова прилагательные.
Колосок из зерна пшеницы (какой) – пшеничный.
Колосок из зерна ржи (какой) – ржаной.
Колосок из зерна овса (какой) – овсяный.
Колосок из зерна гречихи (какой) – гречишный.
Колосок из зерна ячмень (какой) – ячменный.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А, по сказке петушок, что сделал с колоском? (ответы детей) Правильно смолол муку, а из муки спёк хлеб. - Ребята, хлеб – это самый ценный и главный подарок нашей Матушки Земли. В старину с хлебом встречали желанных гостей. Хлеб считался самым главным блюдом на земле: в старину за стол без хлеба не садились. Раньше люди думали, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.
(показ презентации «История хлеба» на стульчиках)
Малоподвижная игра «Назови ласково».
Воспитатель: Ребята я вам буду говорить слово, а вы должны это слово назвать в уменьшительно-ласкательной форме. (в кругу на ковре)
Хлеб -… (хлебушек);
Пирог –… (пирожок);
Калач - … (калачик);
Блин -(блинчик);
Булка - … (булочка);
Батон - (батончик);
Пряник - (пряничек);
Торт - … (тортик);
Лепешка – (лепешечка);
Баранка - (бараночка);
Ватрушка - … (ватрушечка);
Бублик - (бубличек);
Воспитатель: - А как мы можно назвать все одним словом? (хлебобулочные изделия)
Воспитатель: - Ребята, подойдите к нашему столу. Посмотрите на него и скажите, что на нем лежит? (хлеб, батон, сушки, бублик, пирожок)
Давайте мы рассмотрим наши хлебобулочные изделия.
Игра «Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем»
Воспитатель: Предлагаю ребята, вам поиграть и подвигаться.
- Здравствуйте, дети. Где вы были?
-На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).
-Что вы делали?
-Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.
Воспитатель: Молодцы ребята. Люди всегда любили и уважали хлеб и поэтому про него всегда говорили с уважение и гордостью.
Воспитатель: - Ребята, а какие вы знаете пословицы о хлебе?
-Хлеб – наше богатство.
- Хлеб – всему голова.
-Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.
- Без хлеба – нет обеда.
Воспитатель: Вот и петушок тоже потрудился, чтоб из простого колоска получил румяный хлебушек. А как нужно трудится мы и узнаем из игры.
Дидактическая игра «Как хлеб попал к нам на стол»
Воспитатель: Необходимо досказать слово в единственном числе и во множественном.
- С приходом весны в поле выезжают трактора (один – трактор). Ими управляют… (трактористы)
Трактора пашут землю. Затем землю нужно взбороновать.
- Дальше надо бросить зерна в землю. Раньше зерна сеяли вручную. Сейчас зерна сеют машины. Их называют… (сеялки, а одна – сеялка)
- Зерно лежит в теплой земле. Солнце его греет, дождик поливает, зерно прорастает и превращается в … (росток, а много – ростки)
- Хлеб созрел, пора косить.
- Срезают колосья специальные машины, которые называются… (комбайны, а один — комбайн).
-Люди, работающие на комбайнах, называются… (комбайнеры)
- Зерно везут на элеватор. Для чего? (там зерно хранится)
- Затем зерно везут на мельницу (много – мельниц) Зерно превращается в муку. Работают на мельнице люди, которые называются… (мельниками, а один – мельник)
- Далее муку отвозят на хлебозавод в пекарню. В пекарне работают люди, которые называются … (пекари). Они пекут вкусный хлеб. А потом все это везут в магазин.
-Как называется отдел в магазине, в котором продают хлеб? (бакалея)
Воспитатель: - Ребята, а какой хлеб? Давайте узнаем.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Воспитатель: Подбор определений к существительному. (Дети называют определения. Например: хлеб - румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель: Ребятам, нам мышата Круть и Верть предлагают самим напечь разнообразных хлебобулочных изделий.
Воспитатель: А перед тем как приготовить хлебобулочные изделия нам необходимо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб».
Муку в тесто замесили
(Показываем, как месим тесто)
А из теста мы слепили:
(показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки
(поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи
(хлопаем в ладоши)
Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)
Воспитатель: Возьмем дощечки, стеки, кусочки воздушного пластилина и начнем готовить разнообразные хлебобулочные изделия. (Дети делают хлебобулочные изделия. Готовые изделия выкладывают на поднос).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые у нас получилось хлебобулочные изделия. Мы сегодня с вами отлично потрудились. Мышата и петушок очень рады что у вас получились такие красивые изделия.
Воспитатель:
- Ребята, что мы сегодня узнали нового о хлебе? (он проходит долгий путь перед тем как попадет к нам на стол)
- Как вы думаете почему люди говорят, что хлеб самый главный на нашем столе? (это главный продукт на нашем столе).
Воспитатель: А на прощание мышата и петушок для вас приготовили сладости и правила обращения с хлебом.
1. Береги хлеб, он дорого достается.
2. Не бери хлеб грязными руками.
3. Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то выбрасывать его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.
4. Никогда не бросай хлеб.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Воспитатель: И наше занятие подошло к концу. Говорим до свидания нашим гостям.