Наталья Кузнецова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Русская печь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Русская печка»
Тема: «Русская печка»
Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Русская печь“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Старшая группа
- Темочки
1. Конкретизировать представление детей о традиционном убранстве русской избы, знакомство с главной частью избы – печью, её назначением.
2. Расширять словарный запас детей, активизировать в речи слова: «изба», «ухват», «кочерга», «чугунок», «горшок», «печник», «горнило», «шесток», «заслонка», «лежанка».
3. Формировать эмоциональную отзывчивость, прививать интерес к культуре русского народа.
Оборудование: Макет печки, оснащённый предметами русского быта, чугунки металлический и глиняный, спички, весы, таз с водой,сухие тряпки, баранки, куклы старика и девочки, муляжи овощей и фруктов, 2 обруча, 2 корзины, карточки с изображением овощей для приготовления щей, бумага для рисования.
Ход занятия:
-Милости прошу ко мне. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. (Слайд2-печь) Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
-Давайте с вами знакомиться: меня зовут Хозяюшка, а вы, из какого детского сада? Ну, вот и познакомились.
-А скажите, пожалуйста, у вас детский сад из чего построен? (Из кирпича)
-Молодцы, правильно, из кирпича - значит он… кирпичный. А я живу в деревянном рубленом доме. Может кто-нибудь из вас знает, как назывался в старину дом, такой как у меня? (Изба)
-Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такие дома назывались избами. (Слайд3-изба.) Как назывался дом? (Изба) Строили избы всей деревней.
-Посмотрите, а это мой дом. (Слайд4-горница)
-В старинной русской избе была всего одна комната, и почти половину ее занимала. А что? Отгадайте загадку, и увидите отгадку.
Загадка:
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
Но зато, когда сыта
От Федоры теплота.
-Верно, это русская печка. (Слайд 5-печка)
-Зачем в доме нужна печка?
Ответы детей
-Правильно, ребята, печка нужна была для того, чтобы избу обогревать, готовить на ней еду, сушить обувь и одежду, сушить грибы и травы, самим греться. Раньше говорили: «Нет в доме печи-нет в доме жизни».
Бывало погуляют малые детки студеной зимой на улице, намокнут, озябнут и скорее залезают на теплую печку отогреваться, на ЛЕЖАНКУ. (макет)
-Может кто-то из вас скажет, почему это место называют лежанкой? Ой, какие молодцы. Здесь можно отдыхать. В старину на печи спали дети и старики.) А ещё печь была хорошим доктором: Уложат больного на тёплую печь, он так прогреется, прогреет, что сразу выздоравливать начнет.
Под лежанкой есть отверстия. Они называются печурки. Там сушили одежду.
-Что можно сушить в печурках? (валенки, носки, чулки и т. д.)
- Как вы думаете из чего сделана печь?
-Печь клали из кирпича, а сверху обмазывали глиной, белили извёсткой. А клал печку – печник. Печника в деревне почитали.
-Что значит почитали? (уважали, любили)
-Как думаете, это была важная для тех времен профессия? (важная, потому что печь была необходима в каждом доме)
-А сейчас?
- Ребята, а что теперь заменило печь. (Слайд 6-заменители)
-Раньше дом обогревала печь, а теперь? (батареи и обогреватели)
-В печке готовили еду, а сейчас на чём готовят? (Газовые и электрические плиты, мультиварки, духовки, микроволновки)
-Готовили еду вот в этой части печки, которая называется ГОРНИЛО, там разводили огонь.
- А кто из вас знает, чем топили русскую печь? (дровами)
- Дрова заготовляли впрок, про запас, сушили, а потом только топили. Этим занимались мужчины. (Слайд 7-лес)
-Почему? (они сильнее)
-Как заготавливали дрова? (собирали ветки, рубили деревья)
-Из каких деревьев заготавливали дрова? (из березы-березовые, из дуба-дубовые, и т. д)
-Дрова заготавливали чаще зимой, т. к. зимой дел по хозяйству было меньше.
-Как вы думаете, зачем сушили дрова? (Сухие дрова лучше горят)
Чтобы проверить это предположение мы проведем несколько опытов.
- У меня два одинаковых полена. Сравнивание по высоте, ширине, длине, весу. (Взвешивание на весах)
- Вы хотите узнать, почему одно полено тяжелее другого?
-Подойдите к столам и возьмите по одной тряпочке, смочите, теперь отожмите. В одну руку возьмите сырую тряпочку, а в другую сухую. Какая тяжелее? Чего много в сырой тряпочке? (Воды)
- В сыром полене тоже много воды, поэтому оно тяжелее. Вытрите руки сухой тряпочкой и садитесь на места.
-Мы ещё не доказали, что сухое полено горит лучше, чем сырое.
-Как вы думаете, кто растоплял печь? (взрослые)
- А что может произойти, если неправильно обращаться с огнём? (Пожар).
-Значит, этот опыт буду проводить я. А, чтобы не произошёл пожар, я опыт буду проводить над ведром с водой. (Опыт.) Какая спичка лучше горела? Значит, сухие дрова горят лучше, что и требовалось доказать. А, чтобы дрова лучше топились, на ночь заносили охапку дров в избу и клали в пространство под печкой. Оно так и называется-ПОДПЕЧЬЕ.
-Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.
-В какой посуде готовили русские хозяйки?
-В горшках, в чугунках (предлагаю ребенку показать чугунок). Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная.
(Рассматривание чугунка)
- Из чего делали чугунки? (Из метала, чугуна)
-Скажите, пожалуйста, чугунок лёгкий или тяжёлый? А если уронить чугунок, что с ним произойдёт? (Ничего, потому, что чугун очень крепкий металл.)
- А это глиняный горшок. А из чего он сделан? (Из глины)
- А если мы нечаянно уроним глиняный горшок, что с ним может произойти. (Он разобьётся)
-Правильно. Значит с посудой, сделанной из глины, надо обращаться аккуратно.
-Ох, заболталась, я с вами! А мне к обеду Щи сварить нужно! Может поможете мне?
Игра «Варим щи» (эстафета для 2 команд. Необходимо из множества овощей и фруктов выбрать те, из которых варят щи)
- Ставим чугунок на ШЕСТОК-это место, куда ставили посуду при приготовлении пищи.
-Ой, а как же поставить чугунок в печке-то горячо?
-Специальное приспособление для того, чтобы поставить, а затем и вытащить чугунок из печки называется УХВАТОМ. А ещё у печки, есть ЗАСЛОНКА - это железный лист с ручкой, закрывающий входное отверстие печи. Как вы думаете, куда ее ставили?
-У кого дома есть печка? (духовая, микроволновая) Сейчас вместо заслонки у печки дверка.
- А зачем нужна заслонка? (Чтобы не выпали угли)
-А пока, щи наши варятся, мы с вами поиграем.
Игра «Пирог»
(Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог» :
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мяконький,
Вот он какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.)
-Сварились щи, а угольки ещё остались. Угольки не выбрасывали, а использовали для нагревания самоваров. В утюги клали и утюгом гладили бельё. (Слад 8)
-В старину не было фломастеров, мелков, даже простых карандашей почти ни у кого не было. Зато в каждой избе были угольки. Вот и рисовали дети угольками, а вы хотите попробовать?
-Как достать угольки из печи? Специальным приспособлением –кочергой. (Рисование угольками)
-Все предметы, которые нужны были хозяйке, ставили с левой стороны печи.
-Я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой и говорили ей добрые ласковые и нежные слова. (Слайд 9)
- Давайте, ребята, вспомним русские народные сказки, в которых упоминается о печке. (Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят»). (Слайд 10- сказки)
Рефлексия
-Итак мы сегодня побывали в русской избе
-С каким очень важным предметом быта мы познакомились?
-Кто такой печник?
-Зачем нужны печурки?
-Как использовались угольки?
-Что хранилось в подпечье?
-Зачем нужна труба?
-«Прыгнул коток на шесток». Покажите это место.
-Отгадайте загадку «Железная рука держит чугун за бока»
-Что ты узнал сегодня интересного, о чем бы хотел рассказать маме, сестренке?
-Если бы вы оказались рядом с настоящей русской печкой, что бы вы хотели попробовать сделать?
- Во всех сказках, печь – добрая волшебница. Она помогает героям, прячет от врагов, угощает сладкими пирожками.
И наша печка волшебная.
А я к печке подойду,
И подарочек найду.
Я для вас, мои друзья,
Баранок много испекла.