Татьяна Гудкова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Дерево и его свойство»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дерево и его свойства»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами древесины посредством экспериментирования.
Задачи: 1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева.
2. Создавать условия для развития речи.
3. Создавать условия для развития логического мышления.
4. Способствовать диалогическому общению.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Дерево и его свойство“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
6. Создавать условия для экспериментирования.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевое, физическое.
Материал и оборудование: ИКТ, дерево с монетами, сруб дерева, карточки части дерева, магнитная доска, фартуки, халат, металлические трубки, деревянные бруски, карандаши, точилки, пластилин, деревянный стакан, стеклянный стакан, шарики, спички, деревянная палочка, вода, контейнеры.
Ход занятия
Орг. момент. (Дети стоят в центре группы).
Воспитатель: Мендут ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично!
- Нам пришло видеописьмо от Буратино. Давайте его прослушаем.
(прослушивается видеопослание от Буратино)
- Ну, что ребята поможем Буратино?
-Но, для этого нам необходимо отправиться в сказочный лес!
- Вы готовы?
- Закроем глаза, досчитаем до 5 и вот мы с вами в сказочном лесу (включаю «Звуки леса»).
-Смотрите перед нами волшебное дерево, на котором растут золотые монеты с заданиями.
- Чтобы помочь Буратине нам нужно выполнить задания.
(Дети садятся на стулья, снимаю монету с заданием)
Задание 1. Вопросы и ответы.
- Из какого материала сделан Буратино? (дерево)
- Кто скажет, как будет на калмыцком языке слово дерево? (модн)
- Ребята, кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на занятии? (о дереве)
- Правильно, мы будем говорить о дереве и его свойствах.
-А какие деревья вы знаете?
- Подберите к дереву нужный лист (слайд деревьев и листьев : дуб, клен, ива, акация)
- А какие из этих деревьев растут у нас? (акация)
- Молодцы, с первым заданием справились!
Задание 2.
- Ребята, а как можно узнать, сколько дереву лет? (работа со срубом дерева, сколько кругов на срубе, столько лет дереву. Если кольцо широкое, то значит благоприятный год для дерева, а если узкое, то год неблагоприятный).
- А какое строение имеет дерево? (работа на магнитной доске, собрать части дерева по образцу).
- Какие вы молодцы, справились и с этим заданием!
Задание 3.
- Ребята, подумайте и скажите, что хорошего и что плохого в дереве?
Хорошее: дерево – дом для многих птиц и животных, дает тень в жаркую погоду, из дерева делают различные предметы.
- Какие предметы делают из дерева? (дома, игрушки, мебель, деревья украшают природу). Деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим.
Плохое: об дерево можно пораниться, бывает аллергия (тополиный пух, береза).
- Молодцы ребята, справились и с этим заданием!
Физминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже помашем –
Крылья сложили назад.
- А сейчас ребята, мы отправимся с вами в лабораторию к профессору «Всезнайкину».
- А что обозначает слово «лаборатория»? В лаборатории проводятся эксперименты и опыты. Мы с вами проведем опыты с деревом.
- Хотите экспериментировать? Но в лаборатории есть свои правила: не кричать, не трогать без разрешения, слушать внимательно, соблюдать осторожность.
(дети делятся по 3 человека в 3 группы)
Опыт 1.
- Ребята, посмотрите, на столах лежат металлические трубки, возьмите их в руки, постучите друг о друга, слышите какой звон они отдают. Теперь возьмите деревянные бруски и постучите ими. Какой звук? Что мы можем сказать? У дерева звук глухой, а у металла более звонкий.
Опыт 2.
- Возьмите в одну руку деревянный брусок, а в другую металлическую трубку и приложите к щекам. Что вы почувствовали, где холоднее?
Значит дерево удерживает тепло и поэтому из н6его строят дома, чтобы в них было тепло.
Опыт 3.
- Как вы думаете, дерево твердое или мягкое? Чтобы узнать предлагаю сравн6ить дерево и пластилин. Возьмите в одну руку деревянный брусок, в другую пластилин. Сожмите обе руки сильно-сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло? (пластилин изменил форму, а дерево нет).
Дерево твердое, поэтому из дерева делают мебель : стол, стул и т. д.
Опыт 4.
- А сейчас возьмите в руки карандаш. Из чего он сделан? Возьмите точилку и попробуйте заточить карандаш. Он затачивается, дерево легко поддается обработке, из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.
Опыт 5.
-Посмотрите, ребята, у меня два стакана. Один стеклянный, другой деревянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в стеклянном стакане виден шарик? А в деревянном? Значит что? Дерево непрозрачное, это еще одно свойство дерева.
Опыт 6.
- Скажите ребята, это что? (спички)
- Из чего сделаны, спички?
- Что случится со спичкой, если я ее зажгу?
- А что людям дают спички? (огонь)
(Зажигаю спичку, дети наблюдают)
- Вы, ребята, конечно же знаете, что играть со спичками очень опасно! От огня может случиться пожар. От огня сгорают дома, леса, гибнут люди и животные.
- И так, мы узнали еще одно свойство дерева – оно может гореть.
Опыт 7.
- Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? Давайте проведем эксперимент и узнаем, тонет оно или нет. Возьмите деревянные брусочки и опустите их в воду, что вы видите? Дерево не тонет. Поэтому люди из дерева делают лодки, корабли и средства передвижения по воде.
- А из чего сделан Буратино? Так почему он не утонул в реке? Помогли мы Буратине узнать, почему он не утонул.
- На этом наши опыты закончились, присаживайтесь на свои места.
Игра «Волшебная палочка».
- Посмотрите, что у меня в руке? (палочка)
- Из чего она сделан? (дерева)
- Сейчас вы должны передавать эту палочку друг другу, при этом отвечать на мои вопросы:
- Кому мы сегодня помогали? (Буратине)
- Дерево какое, теплое или холодное?
- Прозрачное или нет?
- Горит или не горит?
- Тонет или не тонет?
- Что делают из дерева?
- Ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы делать из него различные, красивые предметы. А, что бы они долго служили людям, надо бережно относится к ним.
- На этом наше занятие окончено. Мне было приятно с вами пообщаться. До свидания.
Самоанализ занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Тема занятия «Дерево и его свойства».
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами древесины посредством экспериментирования.
Задачи: 1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева.
2. Создавать условия для развития речи.
3. Создавать условия для развития логического мышления.
4. Способствовать диалогическому общению.
5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
6. Создавать условия для экспериментирования.
Занятие проводилось в старшей группе, состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Цели и задачи соответствовали целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели была создана образовательная среда, цели и задачи соответствовали возрастным возможностям. Прослеживалась связь целей и задач с темой образовательной деятельности.
Дети показали знания программного материала, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, вопросы, поощрение);
2. Наглядно-демонстрационный (мультимедийный проектор, картинки);
3. Практический (элементарные опыты)
и приемы: сюрпризный момент, пояснен6ия. Указания, показ, поощрение, анализ, беседа, подведение итогов.
Вопросы и задания подобрала так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания.
В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь Буратине, таким образом дети были включены в деятельность. При подготовке к занятию подготовила и изготовила раздаточный материал. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
Групповая, индивидуальная.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
З0авнятие состояло из мотивационно-ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов.
Приемы были основаны на опытно-экспериментальных действиях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности, умению формулировать выводы.
Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
Я считаю, что выбранная мною форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Дети могли проводить опыты и формулировать выводы. Таким образом считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены.