Надежда Автоманова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как бумага в лесу росла»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение и восприятие художественной литературы, игровая. Двигательная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Цель: продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности; формировать представления о производственных процессах, о предметах и механизмах, облегчающих труд человека на производстве; закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов; познакомить детей с процессом производства бумаги из древесины; закрепить название пород деревьев; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Как бумага в лесу росла“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Предварительная работа: послушать с детьми песни: «Лесорубы», «Не рубите, мужики…»; рассмотреть породы деревьев на участке; провести экскурсию по экологической тропе детского сада.
Материалы и оборудование: книги, журналы, Газете, картонные коробки, открытки, фотобумага и др. ; шаблоны деревьев, фланелеграф; иллюстрации пейзажей лесных массивов, видов машин для посадки и уборки леса; иллюстрации с изображением процесса изготовления бумаги; средства защиты органов дыхания; отходы древесины; увеличительные стекла; различные виды бумаги.
Ход занятия.
1. Беседа.
Воспитатель. Отгадайте загадку:
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает?
(Книга.)
Обратите внимание на выставку, где представлены: книги, журналы, газеты, картонные коробки, открытки, фотобумага и др.
Из чего сделаны все эти предметы?
Дети. Из бумаги.
Воспитатель. Из чего сделана бумага?
Дети. Из деревьев.
Воспитатель. Для изготовления бумаги используют определенные сорта древесины.
Рассмотреть породы деревьев. Классифицировать, назвать породы деревьев.
2. Рассказ воспитателя.
В давние времена бумаги не было, и люди писали на коре, глине, коже, камне. Это было неудобно, поэтому люди научились изготавливать бумагу. Первую бумагу делали в Древнем Египте, из папируса. Это гигантское многолетнее травянистое растение высотой до 5 метров, а стебли его достигают 7 см в диаметре. Папирус растет в тропической Африке, вдоль берегов рек и озер. Чтобы изготовить такую бумагу, требовалось много времени и большие затраты рабочей силы.
Прошли годы, люди начали изготавливать из древесины. Не все породы деревьев пригодны для этого. Вы знаете, какие из них человек использует для производства бумаги?
Предположения детей.
Воспитатель. Это береза, сосна, ель. Их древесина состоит из тончайших растительных волокон, тесно сплетенных между собой.
- На заводе стволы деревьев пропускают через дробильные машины, превращают в щепу, варят и получают целлюлозу.
- Люди, которые работают на таких заводах, подвергают свое здоровье опасности, так как, при изготовление целлюлозы появляется ядовитый пар. Он пропитывает тело, волосы, одежду, кожу, поэтому рабочие носят защитную форму, закрывают органы дыхания респираторами. (рассматривание иллюстраций)
- Готовая продукция по конвейеру движется на резательные машины. Нарезается на куски определенного размера. (показ иллюстраций)
- Роботом – двигателем складывают ее на площадку, где заворачивают в бумагу, перетягивают стальной проволокой.
Другая установка скручивает бумагу в большие рулоны – бобины – и упаковывает в целлофан. Бумагу везут в разные города нашей страны и в другие страны.
Мы ежедневно пользуемся бумагой, поэтому ее надо много. Много надо и древесины для ее изготовления. Если такими темпами мы будем уничтожать деревья, скоро их на Земле не останется. Что же придумал человек?
Люди решили выращивать лес в специальных питомниках.
Физкультминутка.
«Весенний дождь»
Поутру надел ножки
Дождь хрустальные сапожки
(побегать пальчиками одной руки по другой, от предплечья к кисти)
Где наступит сапожок-
Там раскроется цветок.
(похлопывать руки ладонями)
От дождя травинки
Распрямляют спинки.
(поглаживать руки ладонями)
3. Работа на фланелеграфе.
Используя шаблоны деревьев, на фланелеграфе показать какими сначала бывают саженцы, молодые деревца, и какими становятся к тому времени, когда их древесина созревает и ее можно вырубать для производства бумаги.
Воспитатель.
Непросто вырастить лес: насекомые-вредители, пожары губят его; браконьеры спиливают деревья раньше времени. Но люди преодолевают эти трудности, и вот среди молодняка вырастают новые березки и осинки. Под их кронами растут грибы, ягоды, селятся птици и звери. Как важно все это сберечь!
Дидактическая игра «Что можно сделать из бумаги»
Дети с закрытыми глазами выбирают любой вид бумаги, определяют ее качество, предполагают, что можно сделать из такой бумаги.