Татьяна Бырка
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы в осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы в осеннем лесу»
Конспект :
непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста.
(коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, музыка)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Грибы в осеннем лесу“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Цели: Содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речи. Ведущая образовательная область «Речевое развитие».
ЗАДАЧИ:
Образовательные: Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, продолжать учить детей составлять описательные рассказы, анализировать информацию, делать выводы.
Развивающие : Способствовать развитию связной речи, умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать интерес к природным объектам, прививать бережное отношение к природе.
Словарная работа: Расширять словарь при помощи новых слов: Гриб и боровик, подосиновик и подберезовик, груздь и лисичка, мухомор и бледная поганка, съедобный и ядовитый, грибница.
Методические приемы:
Художественное слово,
загадывание загадок,
игровая мотивация,
беседа, объяснение,
показ,
музыкальное сопровождение,
пальчиковая гимнастика,
дидактические игры.
Предварительная работа: чтение сказке В. Сутеева «Под грибом»
чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: корзинки, демонстрационный материал с изображениями съедобных и несъедобных грибов. Муляжи, магнитофон, запись «Голоса леса», «пеньки» (модули, печенье «Грибочки».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1) Приветствие. Приветствие.
Дети входят в группу. Ребята, у нас сегодня гости и давайте поздороваемся.
Дети здороваются с гостями:
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И сразу поймешь ты, что злиться нам нечего.
Пусть доброе утро длиться до вечера. (Н. Красильников)
Вот конверт,
Большой и желтый,
Как же нас, конверт, нашёл?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой - постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишут Белочки и Лоси:
Пишут ежики, ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний, за грибами!
Будем с вами мы дружить.
Воспитатель: Ну, что, ребята, нас пригласили в осенний лес за грибами. А чтобы попасть в лес, нам предлагают отгадать загадку.
Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкой растет,
Сам в корзинку не идет? (гриб)
В: Правильно!
.Вот и лес. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.
Эмоциональный настрой: звучит запись
«Голоса леса»
Воспитатель: Мы с вами попали в настоящее царство грибов.
Ребята, вспомните - мы с вами читали сказку «Под грибом». Что удивило муравья, когда кончился дождь, и он выбрался из под гриба?
Дети: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.
Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?
Дети: Пока шёл дождь гриб вырос.
Воспитатель: Правильно, грибы растут после дождя.
Недаром и в пословицах сказано: «Будет дождь – будет и гриб».
Физкультминутка:
Утром дети в лес пошли (ходьба на месте)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, (наклоны вперёд)
По дороге растеряли. (Разведение рук в стороны)
Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)
Больше всех грибов нашла! (круговое движение рук)
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок. (наклоны вперёд).
Вот и полон кузовок! (вытягивание рук вперёд)
Воспитатель:
Ребята, а кто такой грибник?
Дети: Это человек, который любит собирать грибы.
Воспитатель:
Правильно. Грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга, и частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашел. Перед тем как собирать грибы, грибник соблюдает правила сбора грибов :
Дети:
1. Грибы можно собирать только с взрослыми, которые хорошо знают лес;
2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
3. Не собирать грибы у проезжей части;
4. Собирать только известные грибы;
5. Не срывать старые и очень маленькие грибы.
6. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их можно повредить грибницу.
Воспитатель: А что такое грибница?
Дети:
Грибница – это корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут. Грибы нужно срезать, а не срывать.
Воспитатель: Все верно и теперь, вы, настоящие грибники.
А все ли грибы можно собирать?
Дети: нет, можно собирать только съедобные грибы.
Воспитатель: почему грибы называют съедобными и несъедобными? Дети: Несъедобные грибы нельзя употреблять в пищу, а съедобные грибы можно употреблять в пищу.
Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам.
Посмотрите, пожалуйста, на картинки и постарайтесь определить, какие грибы несъедобные.
Дети: мухомор, бледная поганка, ложные опята.
Рассказ воспитателя:
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Но не спешите топтать мухоморы ногами. Для человека ядовитый, а лесным обитателям полезен. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Белки даже сушат их на зиму в лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Я не привыкла нравиться, Кто съест меня — отравится.
Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на рисунки и запомнить ядовитые грибы.
Физкультминутка: «Дети утром рано встали».
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним ребята,
Наклоняйся, раз – два – три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Рассказ воспитателя о грибах.
Ребята, а вы знали, что грибы любят поиграть в прятки? Они прячутся в траве, под листочками. Перед нами поляна. У меня в руках есть лукошко. Мы должны наполнить наше лукошко съедобными грибами.
Д/Игра «Что в лукошко мы кладем?».
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык.
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Где любят расти опята? (Ответы детей). Верно, на пеньках. С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
МАСЛЯТА. Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут и растут под соснами. Шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что многие грибы дружат с деревьями?
Д/И «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Подберезовик растет под березой.
Подосиновик – под осиной.
Опята – па пне.
Боровик – в сосновом бору.
Воспитатель: грибы мы собрали, а можно ли есть грибы сразу? Ответ детей: Нет. Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем, умеете ли вы готовить грибы.
Д/И «Какие грибы»
Если грибы сварить, то они будут вареные,
а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
если засолить, они будут соленые, если замариновать, они будут маринованные, засушить - сушенные.
Д/ И: Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб».
Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)
Как называют суп из грибов? (грибной)
Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)
Как называют корешки грибов? (грибница)
Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)
Как называется начинка для пирога из грибов? (грибная)
Молодцы!
Погуляли мы в лесу,
Повидали всю красу
А теперь пора прощаться
В детский садик возвращаться.
Воспитатель:
Мы побывали в лесу.
Вспомнили, какие грибы съедобные растут в лесу?
Из каких частей состоит гриб?
Какие несъедобные грибы, мы видели в лесу?
Как надо собирать грибы?
А дома я попрошу вас вместе с родителями уточнить, почему нельзя собирать грибы у проезжей части и вблизи фабрик и заводов.
Ребята, мы с вами соблюдали все правила леса и лесные жители решили нас отблагодарить. Они передали вам угощения.
Раздаю детям печенье «Грибочки».