Ирина Ивановская
Конспект занятия по познавательному развитию «Части суток» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: познакомить с частями суток, их признаками; уточнить, что из часов и минут состоят сутки; отметить деятельность человека в тот или иной период дня; развивать любознательность, наблюдательность, желание соблюдать режим дня.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок задаёт вопросы взрослому, способен самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращается ко взрослому; знает назначение часов; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения; владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности; умеет работать по правилу и образцу.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ориентировка во времени, дни недели, части суток
- Старшая группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Физическая культура».
Предварительная работа: прочитать произведения А. Барто «Вовка – добрая душа», «Про Машеньку», К. Ушинского «Первые лучи», рассмотреть картину И. Шишкина «Утро в сосновом бору», провести беседу о соблюдении режима дня.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением действий людей в разное время суток, с видами Земли из космоса в разное время суток; большие часы; на каждого ребё нка: карточка, лист бумаги, цветные карандаши, циферблат.
Ход образовательной деятельности
1. Мотивационный момент.
Раздаётся звонок будильника.
– Что это прозвучало? (Будильник, часы.)
– Для чего человеку часы? (Чтобы соблюдать распорядок и режим дня, ориентироваться во времени.)
– Как вы соблюдаете режим дня? (Ответы детей.)
– Кто из вас умеет определять время по часам? (Ответы детей.)
Ребёнок. Я уже умею сам просыпаться по часам.
Умываюсь, одеваюсь и зарядкой занимаюсь*.
2. Изучение устройства и видов часов.
Воспитатель показывает часы с большим циферблатом.
– Из чего состоят часы? (Из корпуса, циферблата, стрелок – большой и маленькой, цифр от 1 до 12.)
– Что означают цифры? (Время дня.)
– Что показывает маленькая и что – большая стрелка? (Маленькая отмечает час и называется часовой, большая стрелка отмечает минуты, называется минутной.)
– Маленькая стрелка проходит от одной большой чёрточки до другой за один час, большая – от одной маленькой чёрточки до другой за одну минуту. В сутках 24 часа, поэтому маленькая стрелка обходит циферблат дважды (показывает).
Предлагаю познакомиться с внешним видом часов.
Дети рассматривают циферблат, называют цифры по порядку, вращают стрелки.
– Когда не было механических часов, люди узнавали время по положению солнца, или солнечным часам. На земле чертили круг, в центре устанавливали палочку и по её тени определяли время. (Показывает иллюстрацию.) В наше время появилось огромное количество видов и моделей часов.
Предлагаю пройти в лабораторию, рассмотреть выставку: здесь есть механические, электронные, настенные, карманные, наручные, песочные, водяные часы. Некоторые часы вмонтированы в телефоны, телевизоры, компьютеры, стиральные машины, электропечи и т. д. Все они существуют для того, чтобы человеку было удобно ориентироваться во времени.
3. Закрепление понятия «режим дня».
– Рассмотрите иллюстрации.
Представлены следующие изображения: ребёнок, который делает зарядку, ест, идёт в детский сад, гуляет, играет, ложится спать.
– В какое время дня вы просыпаетесь? (Утром.)
– А если точнее, то это 7 часов утра. Поставьте на ваших циферблатах маленькую стрелку на 7 часов, большую на 12. Что делаете вы в это время дня? (Встаём, делаем зарядку, умываемся, завтракаем, идём в детский сад.)
Ребёнок. Все привыкли мы к порядку:
Утром делаем зарядку.
Завтракаем, одеваемся,
Идти в садик собираемся.
– Что делаете днём? (Гуляем на улице, обедаем и ложимся на дневной сон.)
– Это происходит в 12 часов дня. Установите обе стрелки часов на 12. (Дети выполняют.)
– Просыпаетесь после дневного сна, закаляетесь, полдничаете в 15 часов (это цифра 3).
Дети переводят стрелки на 15 часов: маленькую стрелку на цифру 3, большую – на 12.
– Итак, движение стрелок пошло уже по второму кругу, ведь в сутках 24 часа. В 18 часов (цифра 6) вы ужинаете и идёте из детского сада домой.
Дети переводят стрелки на 18 часов: маленькую – на цифру 6, большую – на 12.
– Что делаете дома после того, как пришли из детского сада? (Играем, смотрим передачи для детей по телевизору, принимаем водные процедуры и ложимся спать.)
– Ночной сон у вас начинается в 21 час 30 минут.
Дети переводят стрелки часов на 21 час 30 минут (маленькую стрелку на цифру 9, большую – на 6).
– Если вы будете соблюдать режим дня, то станете здоровыми и сильными.
Ребёнок. День да ночь – сутки прочь.
Воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением Земли из космоса в разное время суток : утром планета голубая, днём зелёная, ночью – фиолетовая.
4. Итог образовательной деятельности.
– Подведём итоги. Для чего нужны часы? (Часы нужны для соблюдения распорядка дня.)
– Какие бывают часы? (Дети перечисляют.)
– У кого дома есть животные, понаблюдайте, как влияет смена дня и ночи на их поведение.